По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Карелия-2017

Уже стало доброй традицией, что батюшка с приходскими детьми по окончании летних лагерей едет в Карелию. «Карелия-2017» была уникальной! В отличие от двух предыдущих поездок, почти всю организацию подростки взяли на себя. Проверка снаряжения, составление меню, закупка продуктов и т. д. На сборы у нас была всего неделя, но, несмотря на загруженные последние дни лагеря и подготовку к встрече крестного хода, нам удалось вовремя закончить приготовления и в составе четырех машин двинуться в путь.

Дорога была долгой и достаточно изнурительной, однако мы не скучали: кто-то играл в «слова»кто-то спал или слушал музыку.
«К пяти часам вечера мы прибыли в национальный парк Русский север в деревне Топорня, где остановились на две ночевки. В течение двух часов поставили лагерь, поужинали и поехали на экскурсию в Ферапонтов монастырь»(Дима Бурбаев).
К сожалению, было уже поздно, и внутрь нас не пустили, но о. Алексей Мокиевский, с которым мы познакомились в прошлом году, опять провел нам экскурсию, рассказывал увлекательно и с юмором, так что у нас возникла ясная картина истории монастыря и фресок Дионисия.

На следующее утро мы поехали в Кирилло-Белозерский монастырь очень рано, поэтому монастырь оказался почти пустым. Примерно половина нашей группы уже была здесь в предыдущие года, но рассказ о. Алексея никого не оставил равнодушным. Днем мы решили съездить в Ферапонтово еще раз, чтобы увидеть фрески своими глазами. Мы уже знали, где что расположено, поэтому ходили и разглядывали все сами, без экскурсовода.

С отцом Алексеем в Ферапонтовом монастыре

К вечеру третьего дня после долгой дороги мы уже грузили вещи на «кораблики» в деревне Куганаволок, откуда добирались до места нашей постоянной стоянки по воде.

«Пока плыли, пели фольклорные песни, поэтому два часа пролетели незаметно. Было очень здорово!» (Вера Антонова).

На нашем Колгострове нас ждал приятный сюрприз: посреди поля стоял небольшой домик со столом, лавками, печкой и множеством полочек внутри. Это монастырь построил летнюю кухню для своих гостей. Теперь любая непогода нипочем! Быстро и дружно мы снова поставили палатки, девочки распределили продукты по полкам и ящикам. Все получилось очень удобно.

Девочки раскладывают продукты

Еще один примечательный факт. Батюшку и матушку было решено поселить в гостиницу Ильинского монастыря на этом же острове, но в десяти минутах ходьбы от нашего лагеря, так что весь поход стал проверкой нашей самостоятельности. У нас были рации, по которым мы иногда получали наставления и выговоры от о. Владимира, но в остальном мы всем управляли сами.

Вопреки прогнозам, погода стояла замечательная! Мальчики собрали лодки, и почти все свободное от дежурств по кухне время мы проводили на воде.

Греби сильнее!

Иногда утреннее солнце рано выгоняло нас из палаток, и мы шли с пенками спать на пляж, где дул ветерок. К сожалению, малины и грибов в этом году не было, но рыбы и комаров  хоть отбавляй! Аня Сидорова через несколько дней записала в своем дневнике: «Тревожит одно  средства борьбы с комарами стремительно кончаются»

Дежурные готовят обед

Мы решили не мучить себя, поэтому график у нас был достаточно свободный. Конечно, у всех были какие-то обязательства: кто-то заготавливал дрова, кто-то воду носил и т. д. Каждый день у нас были спевки к службе и репетиции к фестивалю на Ильин день.

Ребята учат басовую партию

Один раз мы помогали монастырю сгребать и ворошить скошенную траву для коз.

Один раз мы помогали монастырю сгребать и ворошить скошенную траву для коз.

Монастырские козочки будут довольны!

Много эмоций нам подарила баня.
«Было классно бегать из парилки в прохладное озеро, а потом обратно, пока комары не закусали» (Варя Сахарова).

Настоятель Ильинского монастыря игумен Киприан, полюбившийся всем с прошлых поездок, как-то приехал на своем катере к нам на остров и попросил показать ему и нескольким его гостям небольшой концерт. Наш выбор пал на народную драму «Лодка», которую мы недавно ставили с волонтерами в лагере. После пары репетиций мы заново распределили роли, и в таком формате все получилось неплохо.
«Мне всегда хотелось научиться летать. Но когда меня первый раз бросили за борт в набежавшую волну в роли пятой княжны, это желание пропало» (Ариша Замбржицкая).
В конце мы спели несколько духовных стихов и «Коня»  любимую песню о. Киприана.

На Ильин день, второго августа, мы на лодках переправились на Ильинский погост  соседний остров, где расположен монастырь. Это место находится под защитой ЮНЕСКО, а сам храм, построенный в 18 веке, считается памятником архитектуры. Все монастырские постройки на острове деревянные. От посторонних глаз их укрывают могучие ели, так что, оказавшись там, попадаешь в такой самобытный, древний мир.

На престольный праздник съехалось много священства и простого люда. Мы уже по традиции (и на этот раз в фольклорных костюмах) пели на клиросе, а ребята прислуживали в алтаре.

Святый пророче Божий Илие, моли Бога о нас!

Святый пророче Божий Илие, моли Бога о нас!

После торжественной литургии, крестного хода и трапезы, приготовленной силами монастыря, началось выступление петрозаводского ансамбля народной музыки и танцев «Тойве» (финск.  «надежда»), который приезжает туда уже пятнадцать лет. Ребята представляли финскую и карельскую культуру.
«У них очень забавные костюмы: сарафанчики, фартучки, полосатые чулочки и коричневые кожаные ботиночки. Когда они вставали в кружочек и прыгали под музыку с бубенчиками, то походили на гномиков, что-то празднующих»(Ариша Замбржицкая).

Вдоль по морю плывет лебедь с лебедятами…

Вдоль по морю плывет лебедь с лебедятами

Следующим номером выступили наш батюшка и о. Сергий из Пскова. Они спели под гитару старинные романсы. И вот, наконец, наша очередь. Мы разделили свое выступление по смыслу на три части и начали с блока духовных стихов, который закончили народным исполнением тропаря Пасхи. Затем показали часть народного гулянья с песнями, женской пляской и кадрилью. Все вздрогнули от неожиданности, когда парни со свистом и частушками под гармошку перебили лирическую девичью песню. В конце мы предложили всем желающим поиграть и поплясать вместе с нами. После концерта многие подходили и благодарили нас, говорили, что в нас чувствуется поразительная энергия, хотя, на наш взгляд, на репетициях получалось слаженнее.

После выступления

Последние дни, к сожалению, выдались холодными и дождливыми, но мы все равно купались, правда, больше это походило на забеги в воду. В основном мы сидели в домике. Все играли в настольные игры, смотрели фильмы и фотографии, пили чай с травками, кто-то рисовал или играл на гармошке.

Непогода — не препятствие для купания!

Непогода  не препятствие для купания!

В день перед отъездом было много суеты. Мы постарались максимально упаковать все вещи и палатки, убрать домик.
«Вечером мы сидели на кухне при свечах, ели сгущенку с какао и слушали Аню, которая читала записи ребят о прошлогоднем походе» (Варя Сахарова).

В домике тепло и уютно

В домике тепло и уютно

Почти все спали здесь же, на кухне: бросили спальники, и кто на лавке, кто под столом, ровным слоем улеглись. Сидели допоздна, поэтому спали совсем недолго.

Наутро мы оперативно собрали остатки вещей и погрузили их на те же «кораблики», которые и доставили нас в Куганаволок, где машины уже были готовы к отъезду. На прощание мы по традиции спели о. Киприану «До свиданья три разА» и двинулись в обратный путь, который нам предстояло преодолеть за один день.

Вещи погрузили, ждем отправления

Спасибо всем организаторам и участникам похода. Было здорово!