По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Великий пост и наши дети

Меня часто спрашивают, как у нас организован пост для детей, которые еще не подростки, но уже и не младенцы. Мне и самой всегда интересно, как решается этот вопрос в других семьях. Я расскажу, как это происходит в семьях нашего сельского прихода. Сразу оговорюсь, что единого регламента для всех, конечно, не существует. Но, тем не менее, во всех семьях прослеживается некий общий подход.

Как рассказать о Великом посте

Обсуждаем дома и на занятиях в школе, что важно не просто отказаться от вкусненького. А стараться отслеживать и учиться не повторять свои вредные привычки, плохие поступки и мысли.

Что можно есть, а что нельзя

Наши дети не едят мясо и яйца, в рационе остаются молочные продукты все дни, кроме среды и пятницы. А главное воздержание, конечно же, от конфет и шоколадок.

Как быть с мультиками

Многие совсем весь пост ничего не смотрят, а в других семьях показывают детям фильмы и мультики по воскресениям. Стараются выбирать фильмы не совсем развлекательные, со смыслом, а лучше с христианской тематикой.

Как быть с длинными постовыми службами

Воскресные службы посещаются детьми в обычном режиме. Один раз за пост, как правило, на первой неделе, все причащаются на Литургии Преждеосвященных даров. Учатся молиться с текстами в руках и поклонами на каноне Андрея Критского все четыре дня. На страстной неделе причащаются в Великий четверг, частично бывают на службе, когда читают 12 Страстных Евангелий и участвуют в погребении Плащаницы.

На пасхальной ночной службе бывают все обязательно, причащаются и участвуют в общей ночной трапезе.

Домашняя молитва

Тут у всех по-разному: или дети читают общее полное правило со всей семьёй, или сами коротко две-три молитвы утром и перед сном. Детям стараются читать детское или настоящее Евангелие, по главе в день. А также жития святых и Ветхий Завет.

Основная задача в пост  сделать чтения и молитву регулярными, не забывать о них.

О том, как проходят в Великий пост занятия по ОПК с младшими школьниками, рассказывает преподаватель и регент нашего храма Олеся Гладкова:

К Великому посту начинаем готовиться заранее, как и в храме. Для лучшего запоминания ребята прорисовывают в кружочках тему недели. Предварительно я рассказываю им житие святого или читаю евангельский сюжет, который вместе обсуждаем.

Таким образом, сначала прорисовываем четыре недели подготовки к Великому посту: Евангелие о Закхее, о мытаре и фарисее, о блудном сыне и последнее о страшном суде и изгнании из рая. Ну, а потом рисуем недели Великого поста.

рисунок Коли, 9 лет

На Торжество Православия обсуждаем, что за праздник, кто утвердил, кто такие еретики, почему боролись с иконами.

В неделю Григория Паламы  читаю фрагменты жития Григория Паламы, что он учил о Боге, как о Нем думать, как понимать благодать.

На Крестопоклонной неделе рассматриваем разные изображения креста. Я очень люблю показывать «Процветший крест». Обсуждаем, что крест  оружие смерти, а в православной традиции крест изображен в цветах и является символом победы над смертью. Вспоминаем, где сегодня хранятся святыни: плащаница, копьё, гвозди, сам крест Господень.

В неделю Иоанна Лествичника рисуем лестницу добрых дел. Есть известный рисунок древа греха: от корня гордости произрастают гордость, страх, лень. От них дальше основные семь грехов. Разглядываем различные изображения, обсуждаем.

На пятой неделе поста, когда совершается память преподобной Марии Египетской, обсуждаем, что она была такая же грешная, как разбойник, висящий на кресте. И какова была сила её покаяния, когда пришло понимание своей греховности.

Недели Великого поста, Даша, 11 лет

 

40 мучеников, Настя, 10 лет

Отдельной темой урока является страстная неделя. Её мы также зарисовываем в кружочки, но подробно, каждый день отдельно. Начинаем с Лазаревой субботы и заканчиваем Великой субботой.

Суббота  воскрешение Лазаря
Воскресение  вход Господень во Иерусалим
Понедельник  проклятие смоковницы
Вторник  о десяти девах
Среда  предательство Иуды, когда он получил 30 сребреников
Четверг  тайная вечеря
Пятница  Гефсиманский сад и распятие
Суббота  сошествие во ад

Страстная, Коля, 9 лет

Страстная, Маша, 9 лет

Пока дети рисуют, постоянно идет свободное обсуждение темы, ну и, конечно, дети задают очень много вопросов

Вопросы, которые чаще всего волнуют детей

  • очень много вопросов про Страшный суд, что есть добро и что зло;
  • почему Христос въезжает на ослике, а не лошади;
  • кто пойдёт на Страшный суд;
  • где в аду находится Иуда, если он самый главный грешник, мучается он в аду или нет;
  • будут ли судить тех, кто уже святой и попал в рай? Если меня уже определят в рай, то меня уже не будут судить?..

Культурная и бытовая жизнь в пост

Время Великого поста очень насыщено разными культурными событиями, которые тесно связаны с церковным календарём. Наши дети поют духовные стихи, а также веснянки и весенние заклички. Пекут жаворонков-птичек, кресты и лесенки, делают «писанки» и вербное дерево.

Пускают кораблики в ручейках, скидывают куртки и шапки, бегают смотреть, бурлит ли речка, и радуются первым цветочкам мать-и мачехи. Учат тропари Пасхи и волочебные песни. Помогают делать уборку к Пасхе, режут цукаты для куличей, несут из храма огонь в Великий четверг и очень-очень ждут Пасху, бесконечно обсуждая ночную службу (кто где уснёт в храме, позовут ли служить в алтарь и на клирос, что вкусненькое будет на праздничном столе), и предвкушают, как будут с пением тропаря ходить по селу и всех поздравлять с Воскресением Христовым!

Великая суббота, Лиза, 9 лет

Воскресение, Коля, 9 лет

Мироносицы, Лиза, 9 лет

Куличи, Леша, 4 года

Яна Антонова

Поделиться в