По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

"И становишься немножечко другим..."

Так радостно видеть, что наш проект Сопровождаемого проживания живой, активный и постоянно развивающийся.

Сейчас в проекте участвуют четверо ребят: Аля Варганова, Лиза Костикова, Миша Кутузов и Леша Графский. Аля, Леша и Лиза живут в Учебном (тренировочном) доме, каждый в своей комнате. Миша  рядом с ними, в теплой двухкомнатной бытовке. Ребята помогают по хозяйству, в огороде, ухаживают за животными, а Миша еще и работает вместе с мужчинами нашей общины на строительстве фермы. Все большие молодцы, стали более самостоятельными, продолжают учиться готовить, убираться, работать, осваивают новые навыки.

У Лизы пока нет постоянных тьюторов, они меняются каждые неделю-две, но некоторые девочки уже приезжали сюда повторно и надеемся, что вскоре найдутся те, кто решит остаться здесь подольше! Вот что пишет одна из Лизиных помощников Оля Бояршинова.

В конце августа я побывала в Давыдово, в доме сопровождаемого проживания. Неделю я жила с Лизой и была её тьютором.

Надо сказать, что это была довольно смелая затея. Во-первых, я совсем не знала Лизу, а она не знала меня, мы ни разу не встречались. Мне немножко рассказали о Лизе сотрудники Детского Хосписа, я видела Лизины фотографии. А она про меня, подозреваю, не знала совсем ничего, кроме моего имени. Лиза очень волновалась перед моим приездом, а когда мы познакомились, сразу спросила: «Оля, ты хорошая?» Я растерялась Хорошая ли я? Надеюсь, что не плохая.

Во-вторых, я совсем не знала, что такое тьюторство. Я работаю с «особыми» детьми, но с маленькими, и в основном мы с ними играем. Делаем то, что ребёнку понравится, что его заинтересует. Тьюторство  это про обычную жизнь. Про заправленную кровать, приготовленную еду, помытую посуду. В первый раз, наверное, посуду мыть интересно, а в 131-й Боюсь, уже не очень. Но НАДО. У Лизы было составлено расписание, что она должна делать, а мне нужно было следить, что мы всё делаем по расписанию, давать возможность Лизе проявить инициативу и вспомнить о тех делах, которые нужно сделать, напоминать, если не вспомнила, убеждать, если неохота делать. И чувствовать край, когда не стоит уже перегибать палку и заставлять, а лучше сделать всё самой (и это, пожалуй, самое сложное). За каждое действие нужно было выставлять баллы: вспомнила ли Лиза сама, что надо делать, выполнила ли с моей помощью или выполнила самостоятельно. С баллами я всё время путалась. А если Лиза вспомнила про дело сама, но не сделала его («Оля, ты помой!»)? А если она и не может что-то сделать, к примеру, одежда её лежит на верхней полке, куда Лиза и не дотянется? Можно ли что-то переделать, изменить, чтобы Лиза могла быть более самостоятельной?

А ещё я не представляла жизненного уклада в Давыдово. Я слышала про лагерь, про проект сопровождаемого проживания. Лида Мониава, которая позвала меня быть Лизиным тьютором, сказала, что надо быть лояльным к православию, но не обязательно верующим и воцерковленным. В первый же день я обнаружила, что в Лизином расписании есть утреннее и вечернее правило, молитвы до и после каждой еды, что Лиза посещает все службы в церкви. Никогда в жизни я не читала столько молитв Когда я спросила Лиду, как же она себе представляла, что неверующий человек сможет учить Лизу молиться, она ответила: «Это ведь твоя педагогическая задача». Не знаю, можно ли научить человека тому, что не делаешь сам. Даже когда суп готовишь, легко и естественно получается научить, если просто готовить вместе: я картошку чищу, ты  морковку, я режу капусту, ты  лук. А уж если дело касается более сложных вещей И становишься немножечко другим для Лизы: человеком, который умеет соблюдать расписание, человеком, который не разбрасывает вещи и сразу моет за собой посуду, человеком, который регулярно ходит в церковь и молится Богу. «Оля, ты хорошая?» Я стараюсь

Жизнь в Давыдово очень понятная. Простые бытовые дела: кончился хлеб  надо сходить в магазин, накопилось грязное бельё  пора стирать. Можно смотреть, как работают другие: Аля кормит петуха, Лёня пилит дерево. А можно даже захотеть помочь! Инга чистит лук для хранения -можно чистить вместе.

В Давыдово не так много мест, куда можно пойти. Есть храм, есть ферма, колонка и магазин, есть вагончик со стиральной машинкой и сушилка. Тут легко сориентироваться, куда мы сейчас идём.

А главное в Давыдово  это люди. Люди, которые знают друг друга, которые доброжелательно относятся к другим и готовы помочь. Никто не ругается, не говорит гадости, не тычет пальцем. К нам подходят дети, спрашивают, что мы делаем, куда идём. Предлагают вместе погулять, обсуждают важные вопросы. Может, и неплохо быть в инвалидной коляске, тебя не будут заставлять в магазин ходить? Да нет, всё равно придётся всё делать, только сделать это будет сложнее. И если тебе ничего не нужно делать, то что же будет в твоей жизни? Так живут в интернате: не надо ходить в магазин (да и вообще выход за территорию  это отдельное мероприятие), не надо готовить, ножом порезаться можно, не надо стирать и подметать пол, детский труд вообще запрещён. Что остаётся в жизни? Сидеть на кровати? В один из дней к нам приехали гости, сотрудники детского хосписа, директор Лизиного интерната. Мы готовились, испекли пирог. За столом Лиза взяла здоровенный нож, порезала пирог на части, всем положила по кусочку, позаботилась, всем ли досталось. Простые вещи, но они и составляют нашу жизнь. Возможность кого-то порадовать, возможность помочь, возможность позаботиться.

Самые удачные моменты у нас были, когда я взаправду что-то забывала и не могла разобраться. Тогда Лиза была экспертом, она-то уже жила тут по расписанию почти месяц, когда я только приехала. «Оля, подушки!»  я опять забыла, что нужно перенести подушки со стула в уличное кресло. «Лиза, как же тебя пересаживать на качели?»  вместе с Лизой на качели нужно переложить и подушки и я искренне недоумеваю, в какой последовательности всё это перемещать, если я не могу взять всё сразу. Как включить утюг? Вот уж не думала, что у меня с этим возникнут проблемы, но провод от утюга исчезает под гладильной доской, никакой вилки я не вижу. Потому что не думаю, что смотреть надо на провод другого цвета, идущий от гладильной доски, а вон и розетка на дальней стене.

Лиза очень переживала, что люди постоянно приезжали и уезжали. Ира, жившая с Лизой до меня, уехала, потом уехала Инга, психолог проекта. Приехала и уехала Алина из хосписа и Елена Евгеньевна, директор интерната. Собиралась уезжать Аня, тьютор Али. И я приехала ненадолго, скоро уеду. Лиза постоянно спрашивала, кто когда приедет и уедет. Волнений добавляла и неопределённость Лизиной судьбы, сможет ли она остаться в Давыдово, найдутся ли для неё сопровождающие. Чтобы было немного проще ориентироваться в событиях, мы нарисовали календарь, где было изображено, когда кто приедет и уедет. Когда всё было готово, Лиза попросила нарисовать там и её. Где? Лиза выбрала свободную клеточку, в четверг никто не приезжал и не уезжал. И попросила: «Напиши «Лиза остаётся». Это был день после приезда директора интерната и Лиды Мониавы, когда мы обсуждали, как можно было бы организовать Лизину жизнь в Давыдово, чтобы она могла остаться. Лиза остаётся  и сердце радуется. Лиза остаётся  ей не придётся переселяться в ПНИ и целый день сидеть в кровати, потому что вредно, как там говорят, ходить по грязному полу на руках. Лиза остаётся и сможет учиться, сможет работать и жить обычной жизнью!

В конце октября я снова приехала в Давыдово, чтобы неделю прожить с Лизой. Лиза изменилась. Она стала более самостоятельной. И вовсе не в плане того, что можно больше вещей заставить её делать без помощи. Ей стало хотеться что-то делать самой. И порой я делаю что-то по привычке за Лизу, или задумавшись, а Лиза меня прерывает: «Я сама!» Сама буду крутить колёса у коляски и управлять ей. Сама буду раскачиваться на качелях. Сама отрежу кусок сладкого перца.

Лиза стала сама предлагать заняться чем-нибудь осмысленным. Раньше мне всё время нужно было побуждать её чем-то заняться, предлагать выбор. Сама Лиза в основном сидела на кровати или красила ногти. Теперь Лиза сама может сказать: «Пойдём гулять»«Давай почитаем»«Будем шить»«Делать салат». Это очень радостно, ведь это её инициатива.

К сожалению, пока не получилось организовать для Лизы регулярные обучающие занятия. Летом Инга предложила учить с Лизой буквы, выполнять задания на логическое мышление. Мы начали заниматься в августе, но потом тьюторы менялись и занятия сошли на нет.

Зато Лиза стала ходить на занятия по рукоделию в детский центр. И это замечательно! Лиза приходит на занятия как одна из участниц, сидит с другими девочками за общим столом, самостоятельно выполняет задания Марины Ашухи, спокойная, сосредоточенная, внимательная. За целый час я ни разу не услышала от Лизы ни жалоб, ни просьб о помощи, ни неуместных разговоров. Вот что значит строгий мастер и работа в коллективе.

Мне кажется, в Давыдово сама жизнь такая, что в неё несложно вписаться человеку с особыми потребностями. Понятная, простая, доброжелательная, в ней нет ничего лишнего и есть всё, чтобы жизнь была жизнью, ясной, насыщенной, достойной!

Материал подготовила Елена Варганова

В октябре традиционно прошла капустница. Миша и Аля активно участвовали:

Поделиться в