Пасха красная!

Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в!

Пасха краснаяВоскресение Христово — краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учит: Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша (1 Кор. 1:514). Радость пасхальной ночи — это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая.

Богослужение Пасхи — самое понятное, его и объяснять не надо. Гремит, поется, возглашается, почти вытанцовывается самая радостная в истории весть — весть о воскресении Христовом: «Христос воскресе!». Эта радость захватывает всех, ею мы живем, дышим, мыслим в пасхальную ночь и в дни Пасхи.

Пасхальное слово святителя Иоанна Златоуста, которое читается в конце Пасхальной утрени, призывает возрадоваться всех: «Бога́тии и убо́зии, друг со другом лику́йте. Возде́ржницы и лени́вии, день почтите. Пости́вшиися и непостившиися, возвесели́теся днесь. Трапе́за исполнена, насладитеся вси… наслади́теся пира веры, восприими́те богатство благости». Внятно и громко прочитанное, это слово в пасхальную ночь не нуждается в переводе и заполняет душу ликованием. «Воскре́се Христос, и падо́ша-де́мони. Воскре́се Христос, и радуются Ангели. Воскре́се Христос, и жизнь жи́тельствует. Воскре́се Христос, и ме́ртвый ни еди́н во гро́бе».

Пасхальное богослужение во всей своей радостной полноте совершается в течение целой недели — Светлой седмицы. Царские врата остаются открытыми до субботы — в знак того, что Христово Воскресенье открывает врата в Царство Небесное. По церковному уставу все эти дни считаются праздниками бо́льшими, чем самые большие другие праздники, все же дни до Троицы считаются равными обычному воскресенью.

Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника св. Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

Кондак, глас 8:

Аще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но, а́дову разруши́л еси́ силу, и воскре́сл еси́, я́ко победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся! и Твоим апо́столом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.

Аще — хотя. Веща́вый — сказавший.

Также и тропарь, глас тот же:

Во гро́бе пло́тски, во, а́де же с душе́ю я́ко Бог, в раи́ же с разбойником, и на престо́ле был еси́, Христе, со Отце́м и Ду́хом, вся исполня́яй, Неопи́санный.
Вся исполня́яй — всё Собой наполняя. Неопи́санный — несказа́нный (не поддающийся описанию).

Вплоть до отдания Пасхи перед трапезой поется (или читается) тропарь Пасхи, а после трапезы — задостойник Пасхи.

Задостойник Пасхи

Ангел вопия́ше Благода́тней: Чистая Дево, радуйся! И па́ки реку́: радуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гроба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся.
Свети́ся, свети́ся, новый Иерусали́ме, слава бо Господня на Тебе возсия́. Лику́й ныне и веселися, Сио́не, Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о воста́нии Рождества Твоего.

Вопия́ше — возгласил. Па́ки реку́ — я повторю. Красуйся — радуйся, наслаждайся. Рождества Твоего — Рожденного Тобою. Свети́ся, свети́ся, новый Иерусали́ме… Под новым Иерусалимом разумеется новозаветная Церковь Христова. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не… Сион — гора на южной стороне Иерусалима, где была воздвигнута царем Давидом крепость; означает это в Ветхом Завете — дом святыни, народ Божий, а в Новом Завете под Сионом мы разумеем Церковь — дом и крепость и обиталище Бога, и святых — Его жительство.

Славя Пасху священную и та́инственную, Пасху Христа Изба́вителя, Пасху двери райские нам отверза́ющую (слова пасхальных песнопений — стихи́р), Церковь все богослужения Светлой Седмицы совершает при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объядения, в которое так легко впасть после долгого поста.

Отдание Пасхи совершается через 39 дней после Пасхального Воскресенья, в среду 6-й седмицы по Пасхе. В этот день повторяется, с некоторыми изменениями и добавлениями, пасхальная служба и по окончании Литургии бывает Крестный ход вокруг храма.