По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Преображение Господне (6/19 августа)

двунадесятый праздник

Преображение Господне

Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос возвел трех учеников, и далее бывших свидетелями Его тайн  Петра, Иакова и Иоанна  на гору Фавор, для молитвы. Это происходило в предрассветное время. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды  белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Толкователи священного Писания говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях. Изумленные апостолы пали на землю. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Преображение  это зримое явление царства Божьего на земле, явление Божественных энергий, Света Божества. Святитель Григорий Палама, развивший учение о невещественном Фаворском Свете, писал: «Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими».

Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых нимбами. Слова апостола Иоанна о том, что «Бог есть свет»  это знание, опытно приобретенное на горе Фавор.

В день праздника Преображения Церковь по древней традиции благословляет и освящает начатки плодов земных. Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал. Церковь Христова благословляет и освящает принесенные плоды святым Именем Бога, в Троице славимого, и кроплением святой воды.

Тропарь, глас 7
Преобразился еси́ на горе́, Христе Боже, показа́вый ученико́м Твоим славу Твою, я́коже можа́ху; да возсия́ет и нам грешным свет Твой присносу́щный, молитвами Богородицы, Светода́вче, слава Тебе.

  • Якоже можа́ху  насколько они могли (ее видеть).
  • Присносу́щный  вечный.

Кондак, глас 7
На горе́ преобразился еси́, и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои, славу Твою, Христе Боже, ви́деша: да егда́ Тя у́зрят распина́ема, страдание у́бо уразуме́ют во́льное, ми́рови же пропове́дят, я́ко Ты еси́ воистину Отчее сия́ние.
Якоже вмеща́ху  насколько они вмещали.

  • Ученицы́  ученики.
  • Егда́  когда.
  • Страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное  уразумеют, что Твое страдание добровольно.

Величание
Величаем Тя, Живода́вче Христе́, и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ пресла́вное преображе́ние.

Елена Викторовна Тростникова