По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Приблизилось Рождество Христово

Рождеству предшествует сорокадневный пост, а со 2 января начались совсем строгие дни Предпразднства. Особые песнопения в Церкви, особая собранность: пост теперь строгий, как Великий.
Это нужно для того, чтобы войти в надвигающееся событие, суметь стать его участником…

Праздник Рождества Христова по своей значимости считается вторым после Пасхи («три дня Пасха» — пишется в богослужебных книгах), как тесно связанный с тайной Спасения. Еще в IV веке про это сказал святитель Афанасий Великий: «Божие Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились». Теперь эту мысль часто передают так: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».

В церковном каноне на Рождество Христово говорится, что «мудрый Создатель опять восстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, стал тленным от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни». Можно сказать, что вся Вселенная ожидала небесного Искупителя.

Рождественский сочельник

6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо.

Не едят «до звезды», и за века народного благочестия эту звезду и стали понимать как небесную, первую проявившуюся на небе (правда, и ночи в эту пору самые длинные и звезды, особенно в северной части России, появляются довольно рано). Но если быть на службе Сочельника в храме, то… завершается служба как раз «появлением звезды»: в центр храма выносится свеча на высоком подсвечнике, символизирующая Звезду Рождества, и перед ней поется тропарь Рождеству Христову. Вот до этого-то времени мы и не едим! Но потом, до ночной службы, все равно постимся строго.

Тропарь Рождества Христова

Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерни в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождества Христова — главное песнопение праздника.

Рождество Твое́, Христе Боже наш, возсия́ ми́рови свет разума, в не́м бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся, Тебе кла́нятися Солнцу правды и Тебе ве́дети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Возсия мирови — воссияло миру;
учахуся — учились, были научены;
Тебе ведети — Тебя знать.

Мы поём о том, что Рождество Господа нашего Иисуса Христа озарило мир светом разума. Мы вспоминаем мудрецов-волхвов, которые всю жизнь поклонялись звёздам (звездам служащии) — и звезда же научила их поклоняться истинному свету — Солнцу правды, Господу Иисусу Христу (Тебе кланятися, Солнцу правды), и знать Истинного Бога, сошедшего с высоты (Тебе ведети, с высоты Востока).

Восток здесь — не название страны света, а солнечный восход — Восходящее Солнце, Господь Иисус Христос. Обратите внимание на сочетание противоположных смыслов в самом выражении с высоты́ Восто́ка (Восток свыше): обычное, земное солнце восходит снизу вверх (вос-ток, вос-ход), а Солнце Правды, Христос, сходит с высоты́ (свыше). Востоком с высоты называли Господа Иисуса Христа еще древние пророки задолго до Его пришествия. И вот Господь, Солнце правды (так Его тоже именовали пророки), с непостижимой небесной высоты сошёл к людям, стал Человеком, родился в пещере для скота. Что это Сын Божий, Спаситель мира, — Господь открыл простым пастухам и премудрым волхвам. С ними и мы поём: Господи, слава Тебе!

Как проходит служба праздника

Встретить праздник на ночной службе — особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху. Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника. Принято убирать храмы хвоей, что придает особое благоухание атмосфере, в сочетании с ладаном. Всё необычайно празднично и торжественно, ликующе, полно света.
Всенощное бдение начинается с Великого повечерия, на котором поется торжественная песнь пророка Исаии:
С нами Бог, разумейте, язы́ки, и покоряйтесь, яко с нами Бог!
(Язы́ки — это народы, народы языческие, еще не просвещенные светом веры). Частое повторение этих слов — «с нами Бог!» — свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога.
Утреня (вторая часть Всенощного бдения) совершается по чину великих праздников. После чтения Евангелия о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа на ней впервые полностью поется канон «Христос раждается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении.
Христос ражда́ется, славите,
Христос с небес, сря́щите (встречайте);
Христос на земли́, возноси́теся!
Пойте Го́сподеви вся земля,
и весе́лием воспойте, лю́дие,
яко прославися.

Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова.

Конда́к и величание праздника

Другое песнопение праздника — конда́к
Дева днесь Пресу́щественнаго ражда́ет, и земля верте́п Непристу́пному прино́сит; Ангели с па́стырьми славосло́вят, волсви́ же со звездою путешествуют: нас бо ради роди́ся Отроча́ мла́до, преве́чный Бог.
Днесь — сегодня. Пресу́щественнаго — Существовавшего всегда и прежде всего. Верте́п — пещеру. Волсви́ — волхвы.
Кондак Рождества Христова построен на парадоксальных сопоставлениях, сведении воедино противоположностей:

  • Дева — но рождает; рождает сегодня — Того, Кто существовал всегда (Пресу́щественнаго);
  • Он Неприступный — но земля приносит Ему дары; приносит Богу и Владыке не храм и не дворец — а пещеру;
  • Ангелы заодно с простыми пастухами;
  • люди (волхвы) путешествуют вместе со звездой;
  • и всё потому, что ради нас, людей, — родился Сам Бог;
  • Он и маленький Младенец — и всегда существовавший, преве́́чный Бог.

Величание праздника сперва поет священство перед иконой праздника, лежащей на аналое в центре храма, а затем многократно повторяет хор и молящиеся, пока священник в предшествии диакона обходит весь храм с каждением.
Величаем Тя, Живода́вче Христе, нас ради ныне пло́тию ро́ждшагося от безневе́стныя и Пречи́стыя Девы Марии.

Первый канон Рождеству Христову, ирмосы которого мы слышим в храме начиная с праздника Ввведения, создан прп. Космой Маиу́мским.
Объяснения его есть в сети — например, на сайте Сретенского монастыря Православие.ру
pravoslavie.ru
И на портале «Православие и мир:
pravmir.ru
(это разные объяснения, так что советуем посмотреть и там и там!)