По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении бесплодия, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. И вот, когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм.
Лик дев с зажженными свечами шел впереди процессии. За ними следовали Иоаким и Анна и вели за руку Преблагословенную Дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. Юные девушки и девочки несли зажженные светильники. По словам святых отцов, Богоотроковице на пути в Иерусалим, по Божию велению, незримо сопутствовали бесплотные Ангелы и окружали Ее.
Наконец, процессия достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна подвела святую Марию к самому церковному входу и сказала Ей: «Иди, Дочь, к Богу, давшему мне Тебя, — благосердому Владыке. Войди в Господню Церковь, Радость и веселие мира». Затем, обращаясь к Захарии, своему родственнику, Анна сказала: «Приими, Захария, мою Богодарованную Дочь. Введи Ее в гору святыни, в уготованное Ей Божие жилище, пока Бог не изволит совершить определенное о Ней».
Входом в Иерусалимский храм служила площадка, к которой вели с земли пятнадцать ступеней по числу пятнадцати «степе́нных» псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Отроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла Сама и очень быстро без всякой поддержки стала на верху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие и особенно св. Захария. Как исполненный Святого Духа пророк, он сказал Анне: «Благословен твой Плод, жена! Преславна и Приведенная тобою».
После того он взял за руку святую Марию и повел Ее во святилище. А Богоотроковица шла по дому Господню, как по чертогу, с великой радостью и играя. Малая возрастом, Она была уже благодатно совершенна.
Тогда, по особенному вдохновению Божию, первосвященник ввел Ее во Святая Святых, куда и сам мог, по закону, входить только однажды в год, как бы предрекая, что эта Отроковица Сама сделается одушевленным храмом Божиим.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду. Когда родилась Пречистая Дева Мария, когда маленькой девочкой была Она отдана в храм — это было началом исполнения, то есть совершения и полноты, действия Божия Промысла, исполнением Божественного замысла о воплощении, проповеди, Крестной смерти и Воскресении Христа, Сына Божия.
Тропарь, глас 4
Днесь благоволе́ния Божия предображе́ние и челове́ков спасения пропове́дание, в хра́ме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегла́сно возопии́м: радуйся, смотре́ния Зижди́телева исполнение.
Ныне предзнаменование (предображе́ние) благоволения Божия (людям) и проповедь о спасении людей: в храме Божием Дева явственно является и Христа всем предвозвеща́ет. Ей и мы громко возгласим: радуйся, исполнение Промысла Создателя (смотре́ния Зижди́телева).
Кондак, глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводя́щи, я́же в Ду́се Боже́ственнем, Юже воспевают Ангели Божии: Сия́ есть селение небесное.
Величание
Величаем Тя, Пресвята́я Дево, Богоизбра́нная Отрокови́це, и чтим е́же в храм Госпо́день вхожде́ние Твое́.
Елена Викторовна Тростникова