По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
В этом году праздник Благовещения выпадает на Великую Субботу — субботу Страстно́й седмицы, когда Церковь вспоминает телесное погребение Господа Иисуса Христа и Его сошествие во ад.
А Благовещение? Это — благая весть, которую принес архангел Гавриил Деве Марии, весть о воплощении Сына Божия. В ответ на согласие Девы Марии эта весть осуществилась, и «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14). Само название праздника, по-гречески «Евангелисмос» — это то же самое, что «Евангелие»: благая весть, благовестие.
Как совместить радость известия о грядущем воплощении Господа с сознанием того, что Господь умер и пребывает в аду?
Но и такое совпадение праздников глубоко символично: в один и тот же день мы видим начало и завершение воплощения Спасителя, можем на одной только службе пройти вместе с Ним путь Его от начала и до конца.
От начала… В тропаре событие Благовещения названо «спасения нашего главизной». Главизна — это начало, основание; а еще и «голова», и «глава в книге», и «главное» (и по-гречески так же — а ведь все песнопения праздника переведены с греческого).
Тропарь Благовещения, глас 4
Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий Сын-Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.
Е́же от ве́ка таинства — извечной тайны, той тайны, что от века существует. Быва́ет — здесь: становится
Величание праздника Благовещения
Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.
А в каноне Великой Субботы (он прозвучит и ночью Пасхи) мы слышим обращенные к Богоматери слова Христа:
Ирмос 9-й песни канона (и задостойник) Великой Субботы
Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся, и вознесу́ со сла́вою непреста́нно, я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющия
Зря́щи во гро́бе Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на — видя во гробе Сына, которого ты зачала без семени. Тя велича́ющия — величающих Тебя.
И в событиях Благовещения, и в событиях Великой субботы проглядывает уже неземной Свет Воскресения Христова. Это чувствуется и в тропарях, два из которых пелись накануне, на выносе Плащаницы в Великую Пятницу, а теперь к ним прибавился третий, уже почти совсем пасхальный:
Тропари Великой Субботы, глас 2:
Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе, но́ве покры́в положи́.
Снем — снявший. Воня́ми — благовониями.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Егда́ — когда. Взыва́ху — взывали.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.
Елена Тростникова