По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Благовестие у Плащаницы

В этом году праздник Благовещения выпадает на Великую Субботу  субботу Страстно́й седмицы, когда Церковь вспоминает телесное погребение Господа Иисуса Христа и Его сошествие во ад.

А Благовещение? Это  благая весть, которую принес архангел Гавриил Деве Марии, весть о воплощении Сына Божия. В ответ на согласие Девы Марии эта весть осуществилась, и «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14). Само название праздника, по-гречески «Евангелисмос»  это то же самое, что «Евангелие»: благая весть, благовестие.

Как совместить радость известия о грядущем воплощении Господа с сознанием того, что Господь умер и пребывает в аду?

Но и такое совпадение праздников глубоко символично: в один и тот же день мы видим начало и завершение воплощения Спасителя, можем на одной только службе пройти вместе с Ним путь Его от начала и до конца.

От начала В тропаре событие Благовещения названо «спасения нашего главизной». Главизна  это начало, основание; а еще и «голова», и «глава в книге», и «главное» по-гречески так же  а ведь все песнопения праздника переведены с греческого).

Тропарь Благовещения, глас 4

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий Сын-Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Е́же от ве́ка таинства  извечной тайны, той тайны, что от века существует. Быва́ет  здесь: становится

Величание праздника Благовещения

Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

А в каноне Великой Субботы (он прозвучит и ночью Пасхи) мы слышим обращенные к Богоматери слова Христа:

Ирмос 9-й песни канона (и задостойник) Великой Субботы

Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся, и вознесу́ со сла́вою непреста́нно, я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющия

Зря́щи во гро́бе Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на  видя во гробе Сына, которого ты зачала без семени. Тя велича́ющия  величающих Тебя.

И в событиях Благовещения, и в событиях Великой субботы проглядывает уже неземной Свет Воскресения Христова. Это чувствуется и в тропарях, два из которых пелись накануне, на выносе Плащаницы в Великую Пятницу, а теперь к ним прибавился третий, уже почти совсем пасхальный:

Тропари Великой Субботы, глас 2:

Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе, но́ве покры́в положи́.

Снем  снявший. Воня́ми  благовониями.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Егда́  когда. Взыва́ху  взывали.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.

Елена Тростникова