По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый православный праздник. Отмечается 25 марта (старый стиль) / 7 апреля (новый стиль).

Праздник Благовещения совершается в воспоминание явления Пресвятой Деве Марии Архангела Гавриила и возвещения им тайны воплощения от Нее Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

Вот как описано событие у евангелиста Луки:

В шестой же месяц (после зачатия Елисаветой Иоанна Крестителя) послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38).

Благовещение — один из величайших праздников Церкви, называемый «главизной нашего спасения», то есть его началом и основанием, потому что это день Боговоплощения — Вечный Бог воплотился во чреве Чистой Девы в ответ на Ее согласие. Дальше — Рождество, проповедь, служение, чудеса, страдание и Крест, Воскресение, Вознесение, схождение Духа Святого…. Но начало — тот миг, когда Пресвятая Дева Мария сказала Ангелу: «Вот, Я — раба Господня. Да будет мне по слову твоему».

Само название праздника «Благовещение» — «Евангелисмос» по-гречески, от слова «Евангелие» — благая весть, радостная весть.

Первое слово приветствия Архангела Гавриила было — «Радуйся». И праздник Благовещения — прежде всего праздник тихой, небесной радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение — праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку. Это праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом. По старинному русскому обычаю в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.

Тропарь, глас 4

Днесь спасения нашего глави́зна, и е́же от века та́инства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовеству́ет. Те́мже и мы с ним Богородице возопии́м: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

  • Днесь — сегодня.
  • Глави́зна — начало, основание (исходное греческое слово означает и «голова», и «глава в книге», и «сущность, главное», и «итог, завершение».
  • Е́же от ве́ка та́инства явление — обнаружение тайны, предопределенной от вечности.
  • Быва́ет — здесь: становится.
  • Темже — поэтому.

В тропаре говорится о том, что благовестием Гавриила открылась тайна нашего спасения — рождение от Девы Сына Божия, нашего Спасителя. Вот и мы обращаемся к Богородице вместе с архангелом дивным приветствием:«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои, Богородице, но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Тебе, Непобедимой Военачальнице (Взбра́нной Воево́де), избавившись от бед (яко изба́вльшеся от злых), победные (победительная) и благодарственные песни воспеваем (благодарственная воспису́ем) мы, рабы Твои, Богородица. Ты же, имеющая власть непобедимую (яко иму́щая державу непобеди́мую), освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе (да зове́м Ти): радуйся, Невеста, не познавшая брака!

Елена Тростникова