По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Этот день носит несколько названий: День Святой Троицы, Неделя Святой Пятидесятницы, Сошествие Святого Духа на апостолов. Праздник посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утвердилась в мире христианская вера и начала свое бытие Церковь Христова.
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги Деяний святых апостолов. Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории.
Бог постепенно открывал Себя людям: в ветхозаветное время люди знали только о Боге Отце, со времени проповеди Спасителя люди узнали о Его Единородном Сыне, в день сошествия Святого Духа люди узнали о бытии третьего Лица Пресвятой Троицы и так научились верить и прославлять Бога, единого по существу и Тро́ичного в Лицах -Отца, и Сына, и Святого Духа — Троицу Единосущную и Нераздельную.
Не случайно совпали в тот день два знаменательных события — сошествие Святого Духа и еврейский праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. В Новозаветной Церкви, родившейся в этот день, верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви (Рим. 8 гл.).
На всенощном бдении накануне, на вечерне, впервые после пятидесяти дней перерыва поется молитва святому Духу «Царю Небесный…», по которой так изголодались наши души. Этот призыв звучит и на утрени.
На Литургии в сам день праздника мы стоим в храме с цветами и ветвями; церковь украшена березками, пол посыпан зеленой травой: это символ того, что Дух Святой дарует расцвет всех жизненных сил, а также напоминание о Мамврийском дубе, под которым в образе трех Ангелов явился Господь Аврааму. Мы вспоминаем в этот день, как Дух Святой нашел на апостолов, превратив галилейских рыбаков в премудрых учителей; так началась жизнь Церкви.
После Литургии сразу же служится вечерня, за которой читаются в три приема длинные коленопрекло́нные молитвы, словами которых священник призывает Дух Святой на преклонивших свои колена христиан. Сила Духа Святого, действие непобедимой животворящей Троицы призывается на весь мир, на живых и усопших, единую земную и Небесную Церковь. В богослужении этого дня преображаются лица людей, обновляется в нас дарованная прежде в таинствах благодать.
Благослове́н еси́, Христе Боже наш, и́же прему́дры ловцы́ явле́й, ниспосла́в им Духа Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, слава Тебе.
Иже прему́дры ловцы́ явле́й — Который рыбаков (апостолов) сделал премудрыми. И те́ми уловле́й вселе́нную — и через них уловил вселенную.
Егда́ снише́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний: егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́: и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
Величаем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего, Его́же от Отца послал еси́ боже́ственным ученико́м Твоим.
Елена Викторовна Тростникова