По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
(переходящее празднование в первое воскресенье после праздника Успения)
Большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII–XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в подножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.
Предание, объясняющее происхождение названия иконы, таково. В ближайшее время после патриарха Никона один московский иконописец, пытаясь понять, в каких же книгах правая вера — в дониконовских или переживших справу, так зачитался тех и других и так мучительно искал правды и не мог ее найти, что сошёл с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери, Которая заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума»
Самая древняя икона Божией Матери «Прибавление ума» находится в Покровском храме Романова-Борисоглебска (Тутаева). Именно этот образ мы здесь приводим.
Елена Тростникова