По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Главное церковное событие июля в наших краях — Иринарховский крестный ход. В этом году он проходит с 19 по 23 июля. Во всю пору лагерей в каждую субботу из Давыдова происходит свой «малый крестный ход»к Иринарховскому источнику в Кондаково, с чтениием и пением акафиста у источника.
Конечно, для молитвы Преподобному достаточно и самого краткого: «Преподобне отче Иринарше, моли Бога о нас!», а уж участие в чтении и пении акафиста — это совсем прекрасно. Но существует ведь и тропарь — основное краткое песнопение, обращённое к святому. Предлагаю тем, у кого достанет желания и внимания вникнуть в смыслы этого песнопения, — вместе разобрать и понять его.
Я́ко му́ченика добропроизво́льна / и преподо́бных удобре́ние, / звезду́ Росто́вскую, / в затво́ре, у́зах и вери́гах Го́сподеви благоугоди́вшаго / и чуде́с благода́ть от Него́ прие́мшаго, / Ирина́рха преди́внаго пе́сньми хвале́бными почти́м / и, к нему́ припа́дающе, уми́льно глаго́лем: / о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.
Итак, тропарь, глас 4-й. Для тех, кто совсем незнаком с церковным пением: на этот напев поётся большинство тропарей — например, святителю Николаю: «Правило веры и образ кростости…». «Богородице Дево, радуйся»в обычном исполнении — это тот же 4-й глас. Косыми черточками обозначаются паузы — переходы к следующему «колену» мелодии; это как строки в привычном написании стихотворения.
Теперь пойдем вслед за текстом.
Я́ко му́ченика добропроизво́льна…
«Яко» — как, это все знают и понимают. А что «как мученика…»? Давайте найдем окончание этого словосочетания. вот оно: Ирина́рха преди́внаго пе́сньми хвале́бными почти́м… и далее. Всё, что до этих слов — это характеристика препродобного Иринарха, к которому мы обращаем нашу молитву. Итак, он:
Му́ченик добропроизво́лен — то есть мученик по доброму произволению, по собственной доброй воле. Когда мы говорим «добровольно», «доброволец», мы как-то забываем о том, что слово «добро» здесь означает не только осознанное согласие — но именно ДОБРУЮ, благую волю. А в богослужебных текстах это не стирается: собственная воля — произволение (у нас в современном языке осталось только неодобрительное слово «произвол»), и оно здесь именно доброе, мученик — добропроизволен. Произвольное мученичество преподобного Иринарха мы знаем из его жития:
«Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии… 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах, спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой». Именно мученичество, да такое, что смущает многих не живущих жизнью Церкви и духа людей, не знающих, что это реальная духовная борьба — не борьба с телом, а борьба с диаволом.
Преподо́бных удобре́ние.
Удобрение — это украшение: добро́та — красота (исполненная добра, блага). Слово «преподобный» относится к святым в монашеском чине. Пре-подобный — то есть в высшей степени подобный Богу, осуществивший в себе не только Образ Божий, которым наделены мы все, но и подобие Божие, по которому человек сотворен, но которое может утратить. В своём добровольном мученичестве преподобный Иринарх уподоблялся добровольному Мученику — Христу.
Звезда́ Росто́вская. В затво́ре, у́зах и вери́гах Го́сподеви благоугоди́вший и чуде́с благода́ть от Него́ прие́мший — да, в своём добровльном затворничестве и мученичестве преподобный Иринарх благоугодил (по-благому, по-настоящему угодил — а
не угодничеством человеческим) Господу и потому принял от Него благодать чудес.
Теперь, поскольку общий смысл дальше совершенно ясен, рассмотрим только отдельные слова.
Преди́вный — дивный, удивляющий нас в высшей степени. Не просто удивительна — невообразима для нас жизнь преподобного Иринарха.
Припа́дающе. Припа́дати — это припадать именно в молитве, с поклоном, может быть коленопреклоненно… В службе Троице есть слова «приклонити колена сердец» — не только физическое, а и духовное коленопреклонение.
Уми́льно глаго́лем — «умильно», «умиление» в современном языке воспринимается в лучшем случае как что-то сентиментальное, а в церковном означает прежде всего сердечное сокрушение — без всякой «сиропности».
Глаго́лати — говорить (все знают, конечно, но повторенье мать ученья).
А теперь хорошо бы перечитать, а еще лучше попытаться пропеть тропарь Преподобному. Думается, что он оценит это небольшое усилие души, направленное к его памяти, а святые никого и никогда не оставляют без благодарной награды.
Всем — участия, хотя бы мысленного, в предстоящих праздниках святых!