По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

К Иринарховскому крестному ходу

Преподобный Иринарх ЗатворникГлавное церковное событие июля в наших краях  Иринарховский крестный ход. В этом году он проходит с 19 по 23 июля. Во всю пору лагерей в каждую субботу из Давыдова происходит свой «малый крестный ход»к Иринарховскому источнику в Кондаково, с чтениием и пением акафиста у источника.

Конечно, для молитвы Преподобному достаточно и самого краткого: «Преподобне отче Иринарше, моли Бога о нас!», а уж участие в чтении и пении акафиста  это совсем прекрасно. Но существует ведь и тропарь  основное краткое песнопение, обращённое к святому. Предлагаю тем, у кого достанет желания и внимания вникнуть в смыслы этого песнопения,  вместе разобрать и понять его.

Тропарь, глас 4:

Я́ко му́ченика добропроизво́льна / и преподо́бных удобре́ние, / звезду́ Росто́вскую, / в затво́ре, у́зах и вери́гах Го́сподеви благоугоди́вшаго / и чуде́с благода́ть от Него́ прие́мшаго, / Ирина́рха преди́внаго пе́сньми хвале́бными почти́м / и, к нему́ припа́дающе, уми́льно глаго́лем: / о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

Итак, тропарь, глас 4-й. Для тех, кто совсем незнаком с церковным пением: на этот напев поётся большинство тропарей  например, святителю Николаю: «Правило веры и образ кростости»«Богородице Дево, радуйся»в обычном исполнении  это тот же 4-й глас. Косыми черточками обозначаются паузы  переходы к следующему «колену» мелодии; это как строки в привычном написании стихотворения.

Теперь пойдем вслед за текстом.

Я́ко му́ченика добропроизво́льна
«Яко»  как, это все знают и понимают. А что «как мученика»? Давайте найдем окончание этого словосочетания. вот оно: Ирина́рха преди́внаго пе́сньми хвале́бными почти́м и далее. Всё, что до этих слов  это характеристика препродобного Иринарха, к которому мы обращаем нашу молитву. Итак, он:
Му́ченик добропроизво́лен  то есть мученик по доброму произволению, по собственной доброй воле. Когда мы говорим «добровольно»«доброволец», мы как-то забываем о том, что слово «добро» здесь означает не только осознанное согласие  но именно ДОБРУЮ, благую волю. А в богослужебных текстах это не стирается: собственная воля  произволение (у нас в современном языке осталось только неодобрительное слово «произвол»), и оно здесь именно доброе, мученик  добропроизволен. Произвольное мученичество преподобного Иринарха мы знаем из его жития:
«Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах, спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой». Именно мученичество, да такое, что смущает многих не живущих жизнью Церкви и духа людей, не знающих, что это реальная духовная борьба  не борьба с телом, а борьба с диаволом.

Преподо́бных удобре́ние.
Удобрение  это украшение: добро́та  красота (исполненная добра, блага). Слово «преподобный» относится к святым в монашеском чине. Пре-подобный  то есть в высшей степени подобный Богу, осуществивший в себе не только Образ Божий, которым наделены мы все, но и подобие Божие, по которому человек сотворен, но которое может утратить. В своём добровольном мученичестве преподобный Иринарх уподоблялся добровольному Мученику  Христу.

Звезда́ Росто́вская. В затво́ре, у́зах и вери́гах Го́сподеви благоугоди́вший и чуде́с благода́ть от Него́ прие́мший  да, в своём добровльном затворничестве и мученичестве преподобный Иринарх благоугодил (по-благомупо-настоящему угодил  а
не угодничеством человеческим) Господу и потому принял от Него благодать чудес.

Теперь, поскольку общий смысл дальше совершенно ясен, рассмотрим только отдельные слова.

Преди́вный  дивный, удивляющий нас в высшей степени. Не просто удивительна  невообразима для нас жизнь преподобного Иринарха.

Припа́дающе. Припа́дати  это припадать именно в молитве, с поклоном, может быть коленопреклоненно В службе Троице есть слова «приклонити колена сердец»  не только физическое, а и духовное коленопреклонение.

Уми́льно глаго́лем  «умильно»«умиление» в современном языке воспринимается в лучшем случае как что-то сентиментальное, а в церковном означает прежде всего сердечное сокрушение  без всякой «сиропности».

Глаго́лати  говорить (все знают, конечно, но повторенье мать ученья).

А теперь хорошо бы перечитать, а еще лучше попытаться пропеть тропарь Преподобному. Думается, что он оценит это небольшое усилие души, направленное к его памяти, а святые никого и никогда не оставляют без благодарной награды.

Всем  участия, хотя бы мысленного, в предстоящих праздниках святых!