По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Память в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской 25 января/7 февраля или в ближайшее воскресенье после него (в 2019 году — 28 января/10 февраля)
Обращаясь душевно, молитвенно к святому, стремишься узнать о нем как можно больше, личностно припасть к нему, представить его. Но от некоторых мучеников за веру XX века не сохранилось ни одной фотографии, ни одного изображения, на основе которого можно было бы написать икону. Немало и таких, дата мученической кончины которых не установлена. В масштабах истории 80, 90, даже 100 лет — ничтожный срок, все эти годы существовала фотография, звукозапись, да просто письменность и бюрократический государственный аппарат, фиксировавший сведения о гражданах, — однако как много таких потерь! Что-то засекречивалось (как реальные даты и сами факты расстрелов эпохи Большого террора: родственники узнавали их лишь полвека спустя, а все эти полвека могли надеяться и ждать), что-то намеренно скрывалось, стиралось из семейной памяти, для того чтобы потомки не носили клейма «детей врага народа», могли быть полноценными гражданами…
И вот от человека осталось лишь совсем краткое житие. А человек этот уже царствует со Христом и может молиться за нас с вами, если мы отзовемся малой искрой любви на его великую любовь-жертву, на его верность нашему Царю и Богу…
Краткое житие — тоже документ, и в контексте эпохи огромной силы документ. Прочитаем его вместе.
Анастасия Алексеевна Лебедева родилась 28 октября 1899 г. в деревне Назарово Пошехонского уезда в крестьянской семье. Деревня эта, где было меньше 50 душ жителей, теперь исчезла, а относилась она, как и еще три с половиной десятка столь же мелких деревень, к приходу Покровской церкви села Михалёво, нынешнее Покров-Рогули.
Простая деревенская женщина, простая верующая. «Была малограмотной, но ревностной в христианской вере» — говорится о ней в житии. В 1930 году она овдовела, оставшись с тремя детьми на всём хозяйстве. До смерти главы семьи были они единоличниками, не вступали в колхоз, а тут пришлось: с февраля началась «ликвидация кулачества как класса», единоличников облагали непомерными, непосильными налогами. Как, кстати, и священников…
Церковь св. Иоанна Богослова в с. Гужово
с. Гужово на карте Ярославской области
с. Гужово в справочнике 1908 года
В середине 30-х годов Анастасию Алексеевну выбирают председателем церковного совета церкви Иоанна Богослова в селе Гужово — это в нескольких верстах от родной деревни к востоку, ныне — Даниловский район. Она не отказывается, и уже это — подвиг еще молодой женщины, матери. Она, конечно, не знает, что в январе 1929 года в циркулярном письме ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы» отмечено: «религиозные организации… являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы». Но реальную политику власти по отношению к Церкви ощущает на себе все эти годы.
Фрагмент карты 1850 года с наложением современной карты
5 декабря 1936 года была принята сталинская Конституция, провозгласившая свободу совести и многие права и свободы граждан. В январе 1937 года проводилась перепись населения, результаты которой так и не были обнародованы, а сама она была признана «вредительской» Та перепись, по которой более половины (56,7%) лиц старше 16 лет назвали себя верующими. А в конце февраля — начале марта 1937 года проходит Пленум ЦК ВКП(б) (Центрального комитета Всесоюзной Коммунистической партии большевиков). Почти все доклады сводятся к тому, что страна наводнена «шпионами, диверсантами и вредителями», пролезшими и на самые высокие посты. Дана отмашка к чистке рядов на всех уровнях. А товарищ Жданов, в частности, выражает беспокойство оживлением деятельности религиозных организаций и тем, что «попы внесли сейчас в ЦИК СССР проект закона, который развивает в известном духе пункт Конституции относительно свободы совести». (Через год будут уже расстреляны сотни священнослужителей, в обвинительные заключения которых войдет этот пункт: «в контреволюционном смысле объяснял закон о свободе совести в сталинской конституции».)
Через месяц с небольшим волна борьбы с «врагами народа» докатывается и до села Гужова. 6 апреля 1937 г. Анастасию Алексеевну Лебедеву арестовывают как участницу «антисоветской группы церковников», обвиняют в «распространении провокационных слухов среди колхозников». Доказательств её преступной антигосударственной деятельности у следствия не нашлось.
На допросах Анастасия Лебедева держится твердо, отрицая вымышленную вину, но это не влияет на приговор. 10 октября 1937 года ее осудили к заключению в исправительно-трудовой лагерь на восемь лет.
И след ее пропадает. «Скончалась при неизвестных обстоятельствах в период Великой Отечественной войны» — всё, что мы знаем. Какие муки, лишения и ужасы стоят за этими словами, сколько длилось это умирание — знает сейчас только Господь и сама Его мученица, Анастасия.
Анастасия Лебедева была реабилитирована 17 мая 1989 года, а в августе 2000 года Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви прославил ее в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Храм в селе Гужово разрушается в запустении. Впрочем, к нему уже привозили на экскурсию ребятишек из воскресной школы г. Данилова. В Божией воле восставить из развалин и этот храм, как восставился наш, давыдовский, — и оживить память о мученице Анастасии, положившей жизнь за Него.
Помяните в день Новомучеников эту святую, у которой нет другого дня памяти. Ее не осаждают молитвенными прошениями, как великих святых, зато и каждое сердечное молитвенное обращение будет ею услышано. Святые умеют любить нас бесконечно больше, чем умеем любить их мы, и всегда благодарят за память и служение им.
Экскурсия детей из г. Данилова в с. Гужово
Святая мученица Анастасия, моли Бога о нас, грешных, и о Церкви нашей!
Елена Тростникова