По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
В этом году Пасха ранняя (8 апреля), а соответственно, рано начинается и Великий пост. Еще до наступления поста мы проживаем подготовительные недели к нему. Точнее — сперва именно Недели, с заглавной буквы: так в церковном календаре отмечаются воскресные дни. Молитвословия из богослужебной книги под названием Триодь постная, преимущественно по которой Церковь будет жить Великим постом, входят в Богослужение постепенно, начиная с воскресений.
Первое из них — Неделя о мытаре и фарисее, воскресенье 28 января. На воскресном богослужении читается история-притча, которую однажды Господь рассказал Своим ученикам, чтобы показать им, что такое СМИРЕНИЕ:
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мыта́рь… (Евангелие от Луки, 18, 1014).
Эту притчу — и проповедь о ней — мы услышим утром на Литургии в храме. А накануне, на всенощном бдении, поется стихира, предлагающая вывод из притчи:
Не помо́лимся фарисе́йски, бра́тие: / ибо вознося́й себе смири́тся. / Смири́м себе пред Богом, / мыта́рски поще́нием зову́ще: / очи́сти ны Боже, гре́шныя.
То есть пусть наша молитва будет не фарисейской, а как у мытаря притчи. Заметьте, поётся «мыта́рски поще́нием зову́ще», то есть взывая через пост, как мытарь, — а как раз поста-то в наступающую за этой Неделей седмицу в среды и пятницы не будет, она сплошная: с нее начинается постепенное восхождение к строгости Великого поста. Слова о пощении — это нам напоминание на грядущие дни, завет к настроению, к смыслу приближающегося поста. И все притчи подготовительных недель — они как настройка инструмента для той серьезной жизни наших души и духа, которая начнется великим постом. Настраиваем одну струну, другую, третью…
А главное — начинаются песнопения, которые теперь будут звучать на каждой воскресной всенощной, 9 воскресений подряд — единственные, которые объединяют период подготовки к Великому Посту и сам Пост.
Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, у́тренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: но яко Щедр, очи́сти благоутро́бною Твое́ю милостию.
На спасения стези́ наста́ви мя, Богородице, сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́, и в ле́ности все́ житие мое́ ижди́х: но Твоими молитвами изба́ви мя от всякия нечистоты́.
Помилуй мя, Боже, по вели́цей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очи́сти беззаконие мое.
Мно́жества соде́янных мною лю́тых помышля́я окая́нный, трепе́щу страшнаго дне су́днаго; но наде́яся на милость благоутро́бия Твоего, яко Давид вопию́ Ти: помилуй мя, Боже по вели́цей Твоей милости.
4 февраля — Неделя о Блудном сыне. Читается притча, которую, хочется надеяться, знают все — Евангелие от Луки, 15, 11–32. Она объясняет нам, что такое ПОКАЯНИЕ: это повернуться лицом к Богу и идти к Нему, как пошёл заблудившийся на жизненных путях сын.
И на всенощной, после 3-й песни канона, прозвучит песнопение — седален — которое поют и при пострижении в монашество:
Объя́тия Отча отве́рсти ми потщи́ся, / блу́дно ижди́х мое́ житие́, / на богатство неиждива́емое взира́яй щедро́т Твоих, Спасе, / ны́не обнища́вшее мое́ сердце не пре́зри. / Тебе бо, Господи, во умиле́нии зову: / согреши́х, Отче, на небо и пред Тобою.
Филолог, священник Федор Людоговский так объясняет нам это песнопение: «Отождествляя себя с неразумным сыном, ушедшим из отчего дома в дальнюю страну… мы сознаем собственную духовную нищету и обращаемся к нашему Господу и Спасителю с покаянной мольбой младшего сына: ‟Согрешил я, Отче, против Неба и пред Тобою!»»
Но еще раньше, до канона и до «Покаяния отверзи ми двери», прозвучит Псалом 136 — «На река́х Вавилонских…». Это очень важное песнопение предпостных недель, и звучит оно всего три воскресенья. Это — то, что нам внушает наша Мать, святая Церковь, в преддверии Великого поста. Она напоминает нам о нашей потере Небесного Иерусалима, о нашем изгнании, о нашем плену у злой силы, о нашем плачевном состоянии и внушает нам, выходящим на поприще борьбы с грехом и начальником его, диаволом, бороться с зарождающимися в нас злыми начатками и побуждениями и вожделениями с самого начала и появления в нас, пока они еще не окрепли, пока они еще «младенцы» и разбивать их о камень веры, — о Камень и основателя Церкви и Спасителя нашего, Господа нашего Иисуса Христа.
Вслед за этим воскресеньем будет седмица пёстрая, как и большинство седмиц года, то есть в среду и пятницу нельзя есть скоромной пищи (мясного, яиц, молочного), а в прочие дни можно есть всё.
А потом, в следующее воскресенье, 11 февраля, Церковь вспоминает не то, что было, а то, что будет — Страшный Суд при конце этого мира и перед началом «жизни будущего века», каждый человек, живший на земле, предстанет перед Богом и будет судиться по делам всей своей жизни. По каким же? — по делам милосердия, как возвещает звучащее в Неделю о Страшном Суде Евангелие (Мф. 25, 31–46):
— Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Именно с этого воспоминания и начинается Масленица, она же седмица сырная, она же седмица о Страшном Суде; всем нашим народным гуляньям, веселью и поеданию блинов предшествует это напоминание.
В воскресенье о Страшном Суде происходит заговенье на мясо: это последний день, когда допускаются мясные продукты. Дальше масленичная седмица — сплошная, скоромная, но уже с исключением всякой мясной пищи, зато и с изобилием молочных и рыбных продуктов.
В этом году праздник Сретения Господня (2/15 февраля) придется на четверг Сырной — масленичной — седмицы.
Завершается масленичная седмица Прощёным воскресеньем (18 февраля) — и «Воспоминанием Адамова изгнания». После чина Прощения мы вступим в Великий пост.
Елена Викторовна Тростникова