По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Нас зовут на Царский пир

После дня памяти святителя Николая Чудотворца — «Николы Зимнего» — время Рождественского поста неудержимо ускоряется, и приближение праздника чувствуется всё сильнее. И в богослужебном отношении — тоже.

За две недели до праздника Рождества Христова, в предпоследнее перед ним воскресенье (в этом году — 25 декабря по новому стилю) Церковь вспоминает святых, живших до Рождества Христова, — ветхозаветных пророков и всех благочестивых людей, с верою ожидавших пришествия Спасителя. Это — Неделя святых пра́отец, т. е. земных предков Господа нашего Иисуса Христа, начиная от первого человека — Адама и включая Сифа, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, царя Давида и прочих. Церковь напоминает нам о них теперь, перед Рождеством Христовым, ради их веры — веры в обещание, данное Богом Адаму при изгнании его из рая, что в конце веков придет в мир Спаситель, Который искупит человечество от греха прародителей. Все праотцы, бывшие на земле задолго до рождения Господа, жили и горели этой верой, никогда от нее не отступая. Они являются ярким примером для нас, живущих уже после земного воплощения Спасителя. Как и древние люди, мы тоже Его реально не видели; они только знали, что Он будет на земле, а мы только знаем, что Он был на земле. Но они твердо верили в Его пришествие, и их вера оправдалась.

А Евангелие, которое будет читаться в этот день, — удивительное, оно — не о предках и не о древности. Это Евангелие о пире Царя, на который не пришли званые:

…Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться… Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных (Лк. 14, 16–24).

Ну да, конечно, званые этого пира — это весь богоизбранный народ, призванный верить в Спасителя, ожидать Его, верить и служить Ему. И когда Спаситель явился, — как немногие из этого избранного народа признали Его и пришли на пир веры!

Но ведь Пир притчи — он не «был и прошел», это пир, на который зовут и нас! Двери этого чертога открыты для каждого из нас, и мы, в святом Причастии, призваны соединяться с Царем!

Притча о пире приводится и в Евангелии от Матфея, в 22-й главе. Но именно в Евангелии от Луки приводятся эти удивительные слова Хозяина пира слуге: «убеди придти, чтобы наполнился дом мой». Господь ждет, чтобы Его дом, его Церковь наполнилась, чтобы с праотцами и праведниками древности (ведь у Бога все живы, и праотцы и все святые — много живее нас с вами!) были и мы.

Можно сказать, что празднование Недели Праотцев подобно тому моменту из притчи, когда Хозяин пира — Господь — послал в первый раз слуг собрать «нищих, увечных, хромых и слепых». Потом будет еще напоминание — Неделя святых отец, и предпразднство, и Навечерие Рождества — Сочельник, и в Рождество Он, Царь Небес, явится в мир. Встретим ли мы Его на этом пиру?

В Евангелии от Матфея в притче о брачном пире есть еще одна деталь: упоминается «человек, одетый не в брачную одежду», который был изгнан с этого пира, хотя и пришел (Мф. 22, 11–13). Великий праздник Рождества принимает на свой пир всякого, кто готов принять «брачную одежду» — встретить его «со страхом Божиим, верою и любовью». К этому ведет нас Рождественский пост. О том, как именно, хочется привести слова Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина:

«Это время выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества. Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя — это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник — совершенно особый, и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями. И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост — это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения. Пост — это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.

У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста — превратить свое сердце из вертепа — то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние) — в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин».+

Елена Тростникова