По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Обретение мощей свт. Димитрия Ростовского

(21 сентября/4 октября)

Святитель Дмитрий РостовскийСвятитель Димитрий, которого православные христиане более всего знают по великому труду его жизни  Житиям святых (хотя эти самые жития, написанные по-церковнославянски, мы читаем уже в весьма вольном переводе и пересказе), но это лишь часть его трудов и его подвига. Родился он в 1651 году на Украине, там он был настоятелем нескольких монастырей, там начал составлять Четьи-Минеи  Жития святых. В 1701 году Петр I вызвал владыку Димитрия в Москву и определил его на Ростовскую митрополию. Прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, святитель прежде всего посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского. В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века». Здесь и погребли его после кончины, последовавшей 28 октября/10 ноября 1709 года, через день после его тезоименитства.

Нетленные мощи святителя Димитрия Ростовского были обретены в 1752 году при ремонте храма. О случившемся доложили в Петербург, в Святейший Синод. В монастырь потянулись многочисленные паломники. По молитвам у гробницы стали происходить чудеса исцеления; пять лет собирались сведения о них, после чего было совершено официальное прославление святителя Димитрия и сразу установлено два дня памяти нового святого: 21 сентября (обретение мощей, по новому стилю 4 октября) и 28 октября (преставление владыки, 10 ноября по новому стилю).

Святитель Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в.

Тропарь, глас 8

Православия ревни́телю и раскола искорени́телю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списа́ньми твоими бу́их уцелому́дрил еси, цевни́це духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога спастися душа́м нашим.

  • Ревнителю, искоренителю, целебниче, молитвенниче, цевнице  всё это формы звательного падежа, который указывает на обращение к лицу, как и сама форма имени  Димитрие.
  • Списа́ньми твоими бу́их уцелому́дрил еси — подразумеваются прежде всего противораскольнические сочинения святителя Димитрия, которыми он вразумил многих «буих», то есть безумствующих в расколе.
  • Цевни́це (свирель) духовная  с музыкальным инструментом Духа часто сравниваются мудрые святители  архиереи  в тропарях, посвященных им.