По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

«Огнь пламенеющий»

Священномученик Андроник Пермский

Священномученик Андроник Пермский. Фреска-медальон Казанской церкви Оптиной пустыни.Священномученик Андроник Пермский  уроженец Ярославской епархии и выпускник Ярославской духовной семинарии, поэтому он входит в собор Новомучеников Ярославских. Служение этого человека было поистине апостольское, мученическая кончина  одна из самых страшных. На Поместном соборе 19171918 гг. он получил прозвище «Огнь пламенеющий», выражающее силу и вдохновенность его беззаветного служения Церкви.

Он родился 1 августа 1870 года в селе Поводнево Мышкинского уезда в семье псаломщика и в крещении был наречен Владимиром. Дед его был священником в селе Княжево Мышкинского уезда. Окончив в 1885 году Угличское духовное училище, а в 1891 году Ярославскую Духовную семинарию, Владимир Александрович Никольский поступил в Московскую Духовную академию. Сразу же по поступлении, по совету и благословению отца Иоанна Кронштадтского, он изъявил желание принять монашество. 31 июля 1893 года, перед днем его рождения, ректор академии архимандрит Антоний (Храповицкий) постриг его в монашество и нарек ему имя в честь преподобного Андроника Московского, ученика преподобного Сергия.

По окончании Академии в 1895 г. он был рукоположен во иеромонаха и проходил служение инспектора в Кутаисской Духовной семинарии, а затем  в Александровской миссионерской семинарии на Северном Кавказе, в Осетии.

В сентябре 1897 г. о. Андроник неожиданно для себя был назначен миссионером в Японию, под руководство равноапостольного Николая Японского (Касаткина). С великими трудами выучив в краткий срок японский язык, он сам совершал поистине апостольское служение. «По всему видно, что человек сей  великая надежда Японской Церкви»  писал о нем святитель Николай, мечтавший сделать его своим преемником: «Отец Андроник, даст Бог, будет отличным миссионером, кажется, и будет тем
хозяином дела, о котором я мечтал».

Но сверхнапряженная деятельность отца Андроника в конце концов привела к тяжелому расстройству его здоровья, и продолжать служение в Японии стало невозможным. В сентябре 1900 года архимандрит Андроник был переведен в Уфимскую епархию, вскоре назначен ректором Уфимской Духовной семинарии и благочинным монастырей епархии. За то время, пока архимандрит Андроник был благочинным, число монастырей увеличилось с шести до пятнадцати. Семинарию, находившуюся в полном упадке, он сделал почти образцовой, а семинарская церковь начала переполняться народом.

Осенью 1906 года архимандрит Андроник был назначен помощником начальника Российской миссии в Японии архиепископа Николая и рукоположен во епископа Киотского. Приехав в Японию, он вновь горячо взялся за дело; однако снова тяжело заболел и 7 июля 1907 года был освобожден от миссионерского послушания.

15 марта 1908 года владыка Андроник был назначен епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии. Всё дело служения, проповеди, а частично и административного управления епархией легли на плечи епископа Андроника. А в марте 1913 года он был назначен епископом Омским и Павлодарским. Это была очень трудная кафедра  обширнейшие пространства, разгул сектантства, невежество. Владыка организует краткосрочные педагогические курсы для учителей церковных школ; миссионерские курсы для пастырей, кружки ревнителей благочестия, сестричества, курсы псаломщиков, миссионерские чтения, Общество трезвости, систематические богословские лекции.

Священномученик Андроник ПермскийГрянула Первая мировая война. 2 августа 1914 года Святейший Синод назначил владыку Андроника епископом Пермским и Соликамским. Прибыв в Пермь, епископ Андроник написал архиепископу Новгородскому Арсению: «Здесь чувствую себя как бы старожилом, как дома, мирно и прекрасно. А на сем основании полагаю, что здесь и моя могила, о чем как будто говорило и сновидение о моем переводе в Могилев накануне получения известия о переводе в Пермь. Буди воля Господня. Кланяться современным богам не буду». Пророческими оказались эти слова!

На Пермскую кафедру взошел подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святому святителю Пермскому Стефану  молитвенник и нестяжатель, всякое материальное благополучие и богатство вменявший во прах. Все средства владыка жертвовал на помощь беднякам. Он строго постился: в постные дни питался одними овощами, в скоромные  обходился малым количеством пищи, а в последние дни Страстной седмицы употреблял в пищу только просфору и чай. Накануне совершения литургии владыка почти всю ночь проводил без сна, в молитве.

Время служения святителя стало временем расцвета духовной жизни в Пермской епархии; устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; занятия миссионерского и народно-певческого кружков, а также попечительство о бедных, детские приюты, богадельня В 1916 году в епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма.

Еще до государственного переворота, после которого началась новая эпоха церковного бытия и взаимоотношений Церкви и государства, владыка Андроник писал: «Подождите, все поспешные реформаторы Святой Церкви: независимо от нашего желания произойдет и у нас отделение Церкви от государства, а после того и неизбежное гонение на Церковь не только от безрелигиозного, но и от антихристианского государства Хотим мы или не хотим, но такое время к нам приближается. К нему и нужно готовиться как к огненному испытанию для нашей веры сначала от духа антихристова, а потом и от самого антихриста»

15 августа 1917 года в Москве начал работу Поместный Собор Всероссийской Православной Церкви. На Соборе епископ Андроник вошел в состав издательского отдела. После захвата власти большевиками и захвата ими типографий епископ Андроник делал все возможное, чтобы документы Собора и послания Собора к народу продолжали печататься.

В декабре 1917 г., приехав в Пермь, владыка обращается к пастве: «Умоляю всякого русского, кто еще хоть малость сохранил веру в Бога и любовь к многострадальной и погибающей уже Родине,  умоляю всякого встать на защиту Церкви и России. Собирайтесь, православные, по приходам около храмов ваших под руководством ваших отцов духовных и прочих благомыслящих людей. А вы, отцы духовные, встаньте истинными, добрыми и ревностными руководителями своих духовных пасомых христиан.
Собирайте их, учите, воодушевляйте на правое дело стояния за веру и Отчизну родимую»

За всеми церковными службами владыка обличал новоявленные советские власти за алчность, за бесстыдный обман народа, за всё то беззаконие и нравственную гибель, которые они принесли России. Тысячи людей, даже совершенно неверующих, шли послушать мужественное слово святителя.

В ответ на декрет о национализации церковного имущества, осуществление которого вылилось в грабежи церквей, архиепископ Андроник в своей проповеди с амвона, обращаясь к прятавшимся среди верующих агентам власти, сказал:
 Идите и передайте вашим главарям, что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат.

Арест владыки был предрешен. Понимая это и вверив свою судьбу Промыслу Божию, владыка был безмятежен, светел и ласков со всеми, ежедневно исповедовался и приобщался Святых Христовых Таин.

14 июня 1918 года было принято решение арестовать архиепископа и немедленно расстрелять. Для ареста святителя было поднято на ноги полторы тысячи войск В рясе, с панагией на груди, в клобуке вышел святитель к ожидавшей его пролетке

Несколько дней архиепископ провел в камере Пермской ЧК. Палачи, опасаясь его влияния на стражу, подобрали наиболее жестоких конвоиров, находивших удовольствие в издевательствах и насмешках над ним. Вечером 19 июня происходил допрос. Святитель, заняв кресло у письменного стола, долго молча пребывал в молитве, не отвечая на вопросы, потом снял сделанную в форме креста панагию, завернул ее в шелковый лиловый платок, положил перед собой на письменный стол и, обращаясь к своим палачам и гонителям Церкви, сказал:

 Мы враги открытые, примирения между нами не может быть. Если бы не был я архипастырем и была необходимость решать вашу участь, то я, приняв грех на себя, приказал бы вас повесить немедленно. Больше нам разговаривать не о чем.

Сказав это, он неспешно развернул платок, надел панагию, поправил ее на груди и, погрузившись в молитву, не проронил более ни слова.

Палачи отвезли исповедника в лес по Сибирскому тракту в ночь на 7/20 июня и заставили вырыть себе могилу, грозя закопать его живым. Закончив работу, Владыка минуть десять помолился, поклонился на четыре стороны света и лёг в своё последнее пристанище. Его тут же начали закапывать. Священномученик не подавал признаков жизни. Несколькими выстрелами чекисты закончили свою «работу адову». Перед этим они сняли с Владыки архиерейский наперсный серебряный крест, на цепи от которого затем водили собаку.

В последние месяцы жизни Святителя многие потеряли надежду на духовное возрождение нашей обманом завоёванной Руси. «Стоном стонет наш народ,  говорил со слезами сам Владыка,  Но воскреснет погибающая в прахе и пепле Россия родимая».

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года священномученик Андроник Пермский причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания. Память его совершается 7/20 июня.

(По материалам жития, составленного игум. Дамаскином (Орловским)