По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Остановки на сорокадневном пути

Великий пост состоит из Святой Четыредесятницы  сорока дней, которые уподобляются сорокадневному пути иудеев через пустыню из Египта в Обетованную землю  и, после Лазаревой Субботы и Вербного воскресенья, Страстной седмицы.

В Прощёное воскресенье Евангелие рассказывает всё о грядущем посте: зачем нам перед ним испрашивать прощения друг у друга, зачем поститься (чтобы собирать сокровища на небесах) и как поститься:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Мф. 6, 1421)

Это «помажь голову, умой лице»  про то, с каким чувством надо встать в понедельник (а потом и вторник, и среду, и четверг). Вот пришла весна. Вот пришёл свет! Пришла радость: надежда на обновление, на исправление, на встречу в Богом. Важно усвоить, что постом не мы одалживаем Бога, а Бог одаряет нас  даёт нам возможность приблизиться к Нему, почувствовать дыхание духовной весны и вкусить её драгоценных плодов, прежде всего покаяния, которым как бы протирается потускневшее от грязи око души.

Начало Четыредесятницы

(19 февраля)

Вечером понедельника мы омоемся слезами покаяния на Великом каноне.

Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? кое-ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?
Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление.

Четыре вечера. Как заступ, разбивающий иссохшую почву души. Так мы погружаемся целиком в Пост. Будет прожита эта седмица, даст Бог  причастимся, и наступит некоторое видимое расслабление, а закалка этой седмицы всё-таки останется. Почва вспахана, она уже способна взращивать что-то Но если так вот целиком не окунуться  ничего и не выйдет

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Покаяние, подвиг Это стремление внутреннего человека выражает Великий канон: «В покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чужде́му, Спасе, Сам мя уще́дри» (да не буду я добычей и снедью чуждого мне духа лжи смилуйся надо мною, Спаситель мой!).

Из года в год приходит Пост, из года в год читается Канон, воистину Великий силой и глубиной покаяния, и всякий год какие-то строки особо ложатся на сердце всем, кто слушает и читает.

Одна из главных целей поста  освобождение внутреннего человека. Это как в иерархии у стайных животных. Вот есть лидер (тело), а сегодня новый претендент (дух) должен отвоевать лидерство в нешуточной схватке. У зверей так: когда исход схватки определится и новый лидер займёт место в иерархии, прежний совершенно спокойно и покорно отойдет на свою вторую ступень и больше «пробовать» не будет. Но встряхнуть его вначале придётся основательно! Для обоих битва решает всё: кто главнее.
Так вот поэтому в Великий Пост и входим  резко. И в первые деньки приходится побороться, чтобы показать, «кто в доме хозяин». Так просто лидерство не уступают.

Даже человек, которому далась благодатная возможность пройти вместе с Церковью богослужебный путь первой седмицы, все четыре первых вечера помолиться на Великом каноне и не покинуть дивной службы повечерия, и вырвать время для потрясающих по силе дневных служб этих дней,  и такой человек может прийти к исповеди и причастию в день Торжества Православия с недоумением и печалью: а я  прежний Чувство, будто ничего и не начато

Так, падая и вставая, или ещё не встав толком, однако с хотя бы малой надеждой встать (вот что нельзя терять  так эту надежду!), мы приходим на Торжество Православия  первое постное воскресенье (Неделю). Все силы на исповедь, пусть ещё предваряющую будущее покаяние, пусть только первые пласты снимающую с окаменевшей почвы сердца, которую даже Великий канон размягчить не смог,  но исповедь, начало пути покаянного. И всеобщее причащение.

Неделя первая: Торжество Православия

(25 февраля)

Торжество Православия. Византийская икона 14 в.

Торжество Православия. Византийская икона 14 в.

День победы над ересью иконоборчества стал праздноваться как торжество православного исповедания над всеми искажениями веры. Торжественное утверждение иконопочитания было совершено царицей Феодорой в 843 году именно в первое воскресенье Великого поста.

Вовсе не случайно мы празднуем в этот день утверждение почитания икон, а не просто правоверия. Служба обращает нас к цели нашего странствия  расчистке, восстановлению образа Христова во внутреннем человеке. Об этом говорит кондак праздника:
Неопи́санное (неизобразимое) Сло́во Отчее из Тебе, Богородице, описа́ся воплоща́емь (изобразился при воплощении), и оскве́рншийся образ в древнее вообрази́в (вернув к первоначальному образу), Божественною добро́тою смеси́(соединил с Божественной красотой). Но испове́дающе спасе́ние, де́лом и сло́вом сие́ воображаем (изображаем).

Наша подлинность, наша правда  это образ Божий в нас. Он замутнён, помрачен. Великий канон плакал: «погуби́х  погубил) ума красоту». Но этот «оскве́рншийся образ» может и должен «в древнее вообразиться»  вернуться к первоначальной чистоте и силе. К этому и направлен путь Поста.

Неделя вторая: святителя Григория Паламы

(4 марта)

Григорий Палама

Григорий Палама

Во вторую Неделю Великого Поста мы совершаем память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. В XIV веке святитель Григорий Палама говорил, что сущность Божия непостижима, но Бог действует в этом мире через энергию, которая есть благодать, даваемая нам от всех трёх лиц Святой Троицы, и что возможно действительное прикосновение к Богу не только в созерцании им созданного мира, не только в чтении книг, изучении Священного Писания, но и в непосредственном опыте богообщения. А ведь это то, к чему мы стремимся в дни поста!

Явлением нетварных энергий Божества святитель Григорий считал Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения Иисуса Христа, а также свет, который открывался некоторым христианским подвижникам в результате высокой чистоты жизни и длительных аскетических упражнений.

Неделя третья: Крестопоклонная

(11 марта)

Прославление Креста. Икона.

Прославление Креста. Икона.

Крест воцаряется посреди храма, посреди поста,  так же, как расположен он в бытии, посреди вселенной (такова наша церковная космология, выраженная в богослужебных гимнах).

Синаксарь  уставное чтение  Недели Крестопоклонной приводит ряд образов, поясняющих смысл и значение Креста посреди нашего поста. Сперва говорится о том, что наш пост  некая попытка самораспятия, ради умерщвления страстей, и при этом распятии мы «горести же чувство и́мамы, уныва́юще и низпа́дающе», и вот мы можем из этой горести воззреть на Крест Христов и утвердиться, укрепиться, утешиться им. Потом говорится о посте как о тяжком пути по пустыне: как отрадно путнику найти тенистое дерево и отдохнуть под его сенью!  вот таким древом для нас и был насажден святыми отцами посреди поста живоносный Крест, чтобы мы набрались под ним сил и стали «благому́жественны и ле́гки к прочему труду», предстоящему нам. Крест сравнивается также с Древом Жизни посреди рая (вкусив от древа познания, Адам лишился рая, а приобщаясь Кресту  Древу Жизни, мы больше не умираем, но наполняемся жизнью («сего бо вкуша́юще не ктому́ умира́ем, но па́че и оживля́емся»).

Неделя четвертая: Иоанна Лествичника

(18 марта)

Иоанн Лествичник. Икона 14 в.

Иоанн Лествичник. Икона 14 в.

В богослужении четвертой Недели Великого поста Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника. Такое прозвание он получил по своему главному труду руководству в духовно-нравственной жизни «Лествица». Эта книга  действительно надежная лестница, по которой можно безопасно восходить от земной жизни к Небесным вратам (духовному совершенству), ступень за ступенью. Таких степеней-ступеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому. Вершина восхождения  любовь.

В последующую за этой Неделей седмицу вечером под четверг (четверток Великого канона) совершается «Мариино стояние»  чтение всего Великого канона прп. Андрея с уставным чтением жития преподобной Марии Египетской. Преподобной Марии посвящено и последнее воскресенье Четыредесятницы 

Неделя пятая: прп. Марии Египетской

(25 марта)

Преподобная Мария Египетская

Преподобная Мария Египетская

А уже на самой седмице, следующей за этой Неделей, начинают воспоминаться события, предшествовавшие воскресению Праведного Лазаря. Дальше  Лазарева суббота и наконец Вербное Воскресенье, Вход Господень в Иерусалим, великий праздник и преддверие Страстей Христовых

Елена Викторовна Тростникова