По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Святой благоверный князь Александр Невский входит в Собор Ростово-Ярославских святых по праву рождения. Он родился в 1221 году в Переславле-Залесском, здесь был крещен в Преображенском соборе. В том же соборе в 1225 году князь Ярослав Всеволодович «учинил сыновьям (старшему Федору и младшему Александру) княжеский постриг» — обряд посвящения в воины. А с семилетнего возраста начался новгородский период жизни княжича Александра — весьма непростой. Вскоре двум малолетним княжичам с присматривавшим за ними боярином пришлось сбежать от бунтовавших новгородцев, потом снова вернуться. В 15 лет Александр уже самостоятельно княжил в Новгороде, но даже после прославившей его Невской битвы непокорные новгородцы однажды прогнали его в родной ему Переславль.
За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. Основные военные победы он одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Блистательный Литовский поход совершен в 1245 году. А в 1247 году, после того как годом раньше был отравлен в Орде его отец, князь Ярослав Всеволодович, Александр отправляется к Батыю в Орду и затем к великому хану в Монголию. Так начинается дипломатический период его деятельности — то земное служение Богу и Отечеству, которое не менее важно, чем его воинские подвиги.
На пути из Орды после очередной поездки, приняв схиму с именем Алексий, великий князь и скончался в 1263 году (с большой вероятностью — был отравлен монголами) в Городце на Волге. Почитание его началось с самой минуты его погребения, ознаменовавшейся чудом: когда отпевавший его на девятый день по кончине во Владимире, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы митрополит Кирилл собирался вложить «отпускную грамоту» в руку усопшего, рука сама поднялась, длань разжалась и приняла грамоту.
Тело благоверного князя Александра покоилось в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря Владимира. В ночь с 7 на 8 сентября 1380 года, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, монах-пономарь бодрствовал в притворе церкви, где почивали мощи, и со слезами молился об избавлении от нашествия иноплеменных. Внезапно в церкви, возле гроба святого, сами собою зажглись свечи, и «два святолепных и честных старца вышли из святого алтаря и, подойдя к гробу Александрову, начали говорить: „Господине Александре, встань, поспеши на помощь сроднику своему, великому князю Дмитрию, одолеваемому иноплеменниками!“ Скорый же на помощь великий князь Александр, который при жизни был храбрым победителем агарян, также и по смерти, тотчас встал из гроба, видя пономаря, и сделался невидим» — описывает житие князя.
Смиренный инок хотел умолчать о видении, но, узнав точно о времени битвы и о победе, побоялся утаить столь явный знак небесного покровительства и рассказал об этом митрополиту. С молитвой приступили ко гробу великого князя и вскрыли его. Тело князя, после 117 лет, истекших со времени погребения, было обретено нетленным. Мощи с честью положили в открытой раке в том же храме Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же было установлено местное почитание святого благоверного Александра и составлена церковная служба.
В 1491 году во Владимире произошел страшный пожар, во время которого сгорел и храм, где покоились мощи благоверного князя Александра. Во время этого пожара молящиеся увидели благоверного князя, как бы на коне поднимающимся на воздух к небу. Согласно некоторым спискам жития, мощи благоверного князя остались не поврежденными огнем, но, судя по дальнейшей их истории, часть мощей все же сгорела…
Московский Собор 1547 года прославил князя Александра в лике чудотворцев.
Задумав основать новую столицу на берегах Невы, Петр I решил утвердить град перенесением святыни — мощей благоверного князя, побеждавшего шведов, с которыми теперь боролся сам Петр. Сперва был заложен монастырь, известный нам теперь как Александро-Невская лавра, а затем в течение 1723—1724 гг. было совершено торжественное перенесение мощей благоверного князя Александра из Владимира в первый монастырь новой столицы. Была составлена служба, посвященная этому событию, которое воспринималось как праздник церковно-государственный. До той поры на иконах святой князь изображался в монашеском облике; Петр запретил эти изображения и повелел живописать его в великокняжеском облачении и с мечом в руке.
При благочестивой государыне Елисавете Петровне святые мощи благоверного князя Александра были помещены в великолепнейшую серебряную раку в новоосвященном Троицком соборе Лавры. А столетие с лишним спустя, в 1922 году, рака была вскрыта большевиками, мощи переместились в музей истории религии и атеизма и были возвращены из запасников музея в Троицкий собор лишь в 1989 году.
Елена Тростникова