По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Перенесение мощей

В народе чтут и празднуют этот праздник — Никола Вешний. А вот о событии, легшем в основу празднования, знают далеко не все.

…Семьсот с лишним лет прошло после кончины святителя. Город Миры, где он епископствовал и где был погребен, и вся Ликийская страна были разрушены турками. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими монахами.

Это было время «охоты за реликвиями»: христиане еще сохраняли с древних времен глубокое почитание святых мощей и готовы были на многое, чтобы добыть святыню, в чем порой теряли всякую меру.

Святителя Николая горячо чтили во всем христианском мире, а тут явно приблизилась опасность, что его мощи будут поруганы или станут совсем недоступны христианам для поклонения. И вот, по преданию, в 1087 году святитель Николай явился во сне одному священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город. Тут же знатные жители города по благословению священства снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. А притворяться простыми купцами они решили потому, что уже знали, что венецианцы тоже собираются в Бари с такой же целью; надо было замаскироваться, чтобы совершить захват мощей…

Кружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, они прибыли наконец в Ликию. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Не зная точного местоположения гробницы, баряне пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, а когда те отказались, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.+

Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег, отправились в обратный путь и 9 мая 1087 года прибыли в родной город, где великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма во имя святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены 1 октября 1089 года.
Это событие праздновалось только жителями города Бари — в других странах христианского Востока и Запада праздник не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. За одним исключением —нашей Руси, только-только принявшей веру православную. Вместе с крещением на Русь пришло горячее почитание святителя Николая, а одновременно — не позднее 1091–92 года! — и празднование Николы Вешнего. Русские интуитивно почувствовали, что это неоднозначное с человеческой точки зрения событие (баряне действовали в Мирах натурально разбойнически!) есть действие Промысла Божия, благодаря которому мощи великого святого остались в христианском мире, не были поруганы и доступны нам до сих пор. Святитель Николай Чудотворец с нами! И мы хорошо знаем, что более всего он являет свои чудеса именно на Руси — от первых лет ее Крещения и до наших дней.

Тропарь на перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар, глас 4

Приспе́ день светлаго торжества,/ град Барский радуется,/ и с ним вселенная вся ликовству́ет/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесе́ние честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая,/ я́коже солнце незаходимое, возсия́ светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предста́тель наш, великий Нико́лае.

Кондак, глас 3

Взы́де, яко звезда, от востока до запада/ твоя мощи, святителю Нико́лае,/ море же освяти́ся шествием твоим,/ и град Барский приемлет тобою благодать:/ нас бо деля́ явился еси чудотворец изящный,// предивный и милостивый.

Взы́де — взошли. Нас бо деля́ — ибо для нас, нас ради.

Поделиться в