По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Когда-то Господь Иисус Христос избрал из Своих учеников двенадцать ближайших и послал их проповедовать о Царствии Божием во все концы Палестины. Этих учеников мы и называем апостолами. По-гречески апостол значит «посланник». Первым из них назван Симон, или Петр. Симон — было имя этого рыбака, а Петр, то есть Камень, — прозвище, которое дал ему Иисус.
Когда ученики увидели великое чудо — Иисуса, идущего по водам, и решили, что видят призрак — Петр вскричал Ему:
— Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде!
Такой пылкой была его вера в Учителя, что он не побоялся вступить на воду и даже сделал несколько шагов, и лишь потом испугался, а испугавшись, начал тонуть и закричал:
— Господи! Спаси меня!
Господь подал ему руку и сказал:
— Маловерный! Зачем ты усомнился?
И все же вера Петра была более пылкой, чем вера других учеников, которым и не пришло бы в голову так смело шагнуть на воду бурного озера.
«За кого вы считаете меня?» — спросил однажды Спаситель учеников. И Петр уверенно вскричал: «Ты — Христос, Сын Божий!»
Видно, за горячее сердце приблизил к Себе Господь Петра, которого сделал очевидцем многих важных и таинственных событий. Вместе с апостолом Иоанном Богословом и его братом Иаковом Петр был с Господом и на горе Преображения, и в Гефсиманском саду, где Иисус молился до кровавого пота.
На Тайной Вечери Петр сказал Иисусу:
— Хотя бы и надлежало мне умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя!
Но Господь с печалью ответил ему:
— Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, трижды отречешься от меня.
И, сам того не заметив, после ареста Иисуса Петр трижды отвечал людям, спросившим его: «Ты был с этим Человеком?» — «Я не знаю Его». Он сам не заметил, что отрекся!
Горько оплакал Петр свой грех. Он радовался со всеми учениками Воскресению Христову, но Воскресший Иисус долго не называл его Своим учеником. И вот однажды, когда апостолы ночью ловили рыбу, они увидели воскресшего Иисуса стоящим на берегу. И что же Петр? Он, не раздумывая, бросился в воду и поплыл к возлюбленному Спасителю, хотя мог доплыть с другими в лодке… В ту ночь Господь трижды спросил его: «Любишь ли ты меня?»И со скорбью, понимая, почему повторяется этот вопрос, Петр
трижды ответил: «Ты знаешь, Господи, я люблю Тебя!». Так вернулся Петр в число апостолов и потóм много послужил проповеди Евангелия. Это он в день Сошествия Святого Духа, который мы празднуем как праздник Троицы, сказал первую христианскую проповедь людям, окружавшим учеников. А когда пришло ему время пострадать за веру, он просил распять его вниз головой, ибо считал себя недостойным такой же точно казни, какой подвергли Христа…
А вот апостола Павла не было в числе тех двенадцати учеников, которых Иисус первыми послал на проповедь. Мало того, после того, как появилась христианская Церковь, он был одним из самых ярых гонителей христиан и готов был искать их повсюду, чтобы предать на казнь. И вот этому-то гонителю по пути в город Дамаск, куда он спешил, чтобы арестовывать там христиан, таинственно явился Сам Господь и преобразил всё его существо.
Из гонителя Савл (так его тогда звали) стал апостолом, который обошел своими ногами многие-многие земли, с великой любовью и мудростью рассказывая людям о Христе, привлекая их к Церкви, создавая общину за общиной…Он переживал множество приключений, терпел гонения, томился в темнице, совершал чудеса — о многом из этого рассказывает увлекательная книга Деяний Апостольских, входящая в Новый Завет. И хотя при земной жизни Спасителя Павел никогда не видел Его, он сделал столько для первой Церкви, что мы называем его вместе с Петром ПЕРВОВЕРХОВНЫМ апостолом.
И память их празднуется в один день — по преданию, их и казнили за проповедь Христа в один и тот же день, в Риме.
Апо́столов первопресто́льницы и вселе́нныя учи́телие, Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Апо́столов первопресто́льницы — из апостолов первосвятители.
Величаем вас, апо́столи Христо́вы Пе́тре и Па́вле, весь мир уче́ньми свои́ми просвети́вшия и вся концы́ ко Христу́ приве́дшия.