По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Подготовка к Великому посту

Он уже начинается — за месяц до наступления самого Великого поста. Великий пост готовит нас ко встрече Пасхи, но и сам он требует приготовления. Церковь мудро расположила перед ним и евангельские чтения, и богослужебные песнопения, и само чередование постных и скоромных дней, чтобы мы даже телесно смогли подготовиться к подвигу (усиленному движению) и поприщу (пути) Поста.

За 11 недель до Пасхи на воскресной Литургии звучит Евангельское чтение о Закхе́е — начальнике мытарей, который, стремясь увидеть Господа Иисуса Христа, залез на смоковницу и нежданно для себя услышал глас Господа:«Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 1–10). В это воскресенье (2 февраля в нынешнем году) святая Церковь уже приглашает нас повернуться лицом к грядущему Господу, к наступающим великим дням — подобно тому, как это сделал Закхей.

Неделя о мытаре́ и фарисее

Спустя седмицу наступает первое собственно приготовительное к Великому Посту воскресенье — Неделя о мытаре́ и фарисее (в этом году она приходится на 9 февраля. Неделя в богослужебном, церковнославянском значении —это именно день воскресный, а отрезок в семь дней называется седми́цей). На литургии в это воскресенье в храме читается история-притча, которую однажды Господь рассказал Своим ученикам, чтобы показать им, что такое СМИРЕНИЕ:

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мыта́рь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мыта́рь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк., 18, 10–14)

Фарисе́и — люди в Древнем Израиле, которые посвятили все свои силы изучению и соблюдению Закона Божия и потому считали себя вождями и учителями народа.

Мыта́рь — сборщик податей. Поскольку подать собиралась в пользу оккупантов-римлян, ни один патриотически настроенный еврей не мог избрать себе такое занятие, не запятнав себя. На мытаре́й смотрели как на предателей народа. Конечно же, избрать такое позорное ремесло можно было только из алчности — чтобы взимать сверх необходимого и лишнее в собственную пользу. Так что ненависть к мытаря́м была двойная. И Христа постоянно упрекали за то, что он «ест с мытарями и грешниками».

Накануне за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва «Покаяния отверзи мне двери…», которая будет звучать все воскресенья до пятой Недели св. Четыредесятницы:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Покаяния отве́рзи ми двери, Жизнода́вче,
у́тренюет бо дух мой ко храму святому Твоему,
храм нося́й телесный весь оскверне́н;
но я́ко Щедр очи́сти благоутро́бною Твоею милостию.

И ныне и присно и во веки веков, аминь.

На спасения стези́ настави мя, Богородице,
сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́
и в ле́ности все́ житие́ мое́ ижди́х;
но Твоими молитвами избави мя от вся́кия нечистоты.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей
и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!

Мно́жества содеянных мною лютых помышля́я окая́нный,
трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго,
но наде́яся на милость благоутро́бия Твоего́,
яко Давид вопию́ Ти:
помилуй мя, Боже, по вели́цей Твоей ми́лости.

Так задается тон и смысл всей нашей жизни в предстоящие недели. Каждая новая седмица будет обогащать нас и новым настроением, новым знанием, новым руководством к действию, и всё, что происходит в эти дни в Церкви, мы должны бережно сохранять в своей душе, этим жить.

Последующая за этим седмица — сплошная, то есть в среду и пятницу поста нет. Так начинается телесная подготовка к предстоящему посту: послабление по сравнению с обычным порядком жизни, чтобы набраться сил для предстоящего подвига. Постепенно, как бы по ступеням подходим мы к посту: следующая седмица будет вновь пестрой, то есть обычной — с постными средой и пятницей, а еще седмицу спустя вступит в силу запрет на мясо, зато будет возможность порадоваться разнообразной молочной пище, яйцам и рыбе, в том числе и в среду и пятницу.

Неделя о блудном сыне

Второе приготовительное к Великому Посту воскресенье — Неделя о блудном сыне, по трогательной притче, которую мы слышим за воскресной Литургией (Лк. 15, 11–32). Святая Церковь поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы покаемся в своих грехах, и приходить ко встрече с Господом с сознанием блудного сына: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А на всенощном бдении нам даруется дивное пение псалма 136-го: «На реках Вавилонских…» (оно повторится и в две последующих Недели) — скорбная песнь пленников об отечестве; для нас это песнь о духовном отечестве — о Царствии Небесном, к которому только и должны мы стремиться из плена наших грехов. Трудный путь святой Четыредесятницы и будет путем из этого плена. Последний стих псалма: «Блаже́н, и́же и́меет (возьмет) и разбие́т младе́нцы твоя́ (вавилонские) о камень» означает в духовном отношении твердую решимость сокрушать о камень веры едва рождающиеся дурные мысли и желания (как бы в младенческом их состоянии) прежде, чем они возрастут в злые дела и навыки. Это иносказание указывает нам на самую сущность той внутренней борьбы, которую каждый христианин должен вести во всё время наступающего поста.

В конце последующей седмицы, в субботу, совершается поминовение всех от века усопших православных христиан — Вселенская родительская суббота.

Неделя о Страшном Суде

Третье приготовительное к Великому Посту воскресенье — Неделя о Страшном Суде. Евангелие на Литургии (Мф. 25, 31–46) говорит нам о последнем мздовоздаянии и напоминает о том, что судимы все люди будут по делам милости (или отсутствию таковых). В песнопениях на протяжении всей седмицы вспоминается грехопадение Адама и Евы, происшедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Со среды и богослужение приобретает великопостные черты, хотя пищевой пост еще не начался: читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Эта Неделя называется также Мясопустной, потому что это последний день, когда еще допускается, или попускается, мясо, а также Сырной (сырной именуется и вся последующая седмица), так как дозволяется вкушать сыр, молоко, сливочное масло, яйца и рыбу.

Прощёное воскресенье

Последнее воскресенье перед Великим постом — Прощёное воскресенье: Евангелие на Литургии (Мф. 6, 14–21) говорит о том, что прощения наших грехов от Отца Небесного мы не можем получить, если не прощаем нашим ближним. В этот день мы все просим друг у друга, по возможности и земно кланяясь, прощения грехов, ведомых и неведомых обид: «Прости меня, Христа ради!» — «Бог простит; ты меня прости». Вечером самого воскресенья в храмах совершается вечерня с последующим чином прощения (это может происходить и сразу после Литургии, как у нас в Давыдово). Во время чина прощения все молящиеся испрашивают прощения у причта и друг у друга. В этот вечер каждому православному необходимо быть в храме.

Прощеное Воскресенье носит также название Недели сыропустной: это последний день, когда еще допускается на трапезе сыр и другие молочные продукты. И хотя вечером в храме мы уже погрузились в атмосферу поста, до полуночи мы можем вкушать скоромную пищу, не нарушая тем церковных правил.

Елена Тростникова