По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Обретение святых мощей (21 сентября/4 октября)
и преставление (28 октября/10 ноября)
святителя Димитрия Ростовского
Святитель Димитрий прожил всего 58 лет, а на Ростовской кафедре пробыл менее восьми лет (и родился он, и подвизался в монашестве на Украине, там же и начал составлять свои Жития святых). После первой Литургии, совершенной им на Ростовской земле, в Спасо-Иаковлевом монастыре, он указал место своего будущего погребения здесь со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века». Последнюю Литургию своей жизни отслужил он в день своего тезоименитства — память Димитрия Солунского, а через два дня, 28 октября/10 ноября 1709 года, почил о Господе. Нетленные мощи его были обретены в 1752 году при ремонте храма. Пять лет собирали сведения о чудесах и исцелениях по молитве к святому (каждое из них закреплялось несколькими свидетелями и ручательством священника), после чего было совершено официальное прославление святителя. Он стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в.
Образ святителя Димитрия работы Боровиковского. 1825 г.
Тропарь, глас 8
Православия ревни́телю и раскола искорени́телю, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / списа́ньми твоими бу́их уцелому́дрил еси, / цевни́це духовная, Димитрие блаженне, / моли Христа Бога спастися душа́м нашим.
Ревнителю, искоренителю, целебниче, молитвенниче, цевнице — всё это формы звательного падежа, который указывает на обращение к лицу, как и сама форма имени — Димитрие. Списа́ньми твоими бу́их уцелому́дрил еси — подразумеваются прежде всего противораскольнические сочинения святителя Димитрия, которыми он вразумил многих «буих», то есть безумствующих в расколе. Цевни́це (свирель) духовная — с музыкальным инструментом Духа часто сравниваются мудрые святители — архиереи — в тропарях, посвященных им.
Но, конечно, лишь немногие даже из горячо почитающих память святителя Димитрия Ростовского знают этот тропарь наизусть. Однако для каждого чина святости есть «общий тропарь» — тот, который может применяться к любому святому этого чина (как и «служба общая»). Общий тропарь святителю большинство православных христиан знает хорошо, потому что именно таким тропарем славим мы самого почитаемого из святителей — Николая Чудотворца. Тот же тропарь можно в сердечном порыве воспеть и святителю Димитрию Ростовскому.
Тропарь, глас 4
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́ тя ста́ду твоему́ я́же веще́й Истина. Сего ради стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, нището́ю бога́тая, о́тче священнонача́льниче (имярек), моли́ Христа Бога спасти́ся душа́м на́шим.
Эталоном веры и образцом кротости, воздержания учителем явил тебя стаду твоему Тот, Кто есть Истина Вещей (т. е. Христос). Поэтому ты стяжал смирением — высоту, нищетою — богатство. Отче священноначальник (архиепископ) (имя), моли Христа Бога, да спасены будут души наши!
Итак, кто же такие святители? Во-первых, святителем в принципе можно называть любого архиерея — епископа, архиепископа, митрополита, патриарха. Слово «святитель» — это как раз перевод греческого слова «архиерей».
Основывая Церкви, апостолы во главе каждой общины ставили предстоятеля — епископа. Епископы возглавляли общую молитву Церкви, совершали литургию, учили, руководили жизнью общины, а также рукополагали новых пресвитеров (священников) для Церкви и вершили церковный суд.
А стяжавшие особую благодать Святого Духа архиереи, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному, прославляются Церковью как святые — именно в святительском чине.
Примечательно, что первым из русских архиереев, которому было установлено почитание, оказался именно Ростовский святитель Леонтий: он преставился около 1077 года, а первое празднование ему совершалось в Ростове в 1190 году.
Преставление преподобного Сергия Радонежского
(25 сентября/8 октября)
Уроженец Ростова Великого, основатель не только Троице-Сергиевой обители, но и множества монастырей, за что его и зовут Игуменом земли Русской, Преподобный Сергий благословил и создание Борисоглебского монастыря, сам выбрав место для него.
В самые тяжелые времена в истории нашего Отечества, когда терялась всякая надежда на спасение его своими силами, приходил на помощь Преподобный и молитвами пред Престолом Божиим спасал Россию, народ и Церковь от гибели.
Преподобный Сергий. Икона неизвестного автора по образцу шитого покрова на раку Преподобного начала XV века.
Тропарь, глас 4
И́же доброде́телей подвижник, я́ко истинный воин Христа Бога, на стра́сти вельми́ позвиза́лся еси́ в жизни вре́менней, в пе́ниих, бде́ниих же и поще́ниих образ быв твоим ученико́м; те́мже и всели́ся в тя Пресвяты́й Дух, Его́же де́йствием све́тло укра́шен еси́; но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Троице, поминай стадо, е́же собра́л еси́, му́дре, и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́, посеща́я чад твоих, Се́ргие, преподо́бне о́тче наш.
И́же доброде́телей подвижник — тот, который подвизался в добродетелях (и дальше сказано, что подвизался на страсти — смело противоборствовал им). Вельми́ — очень, сильно. Образ — здесь: образец. Всели́ся — вселился. Его́же де́йствием — действием Которого. Яко име́я дерзнове́ние — как имеющий дерзновение. Стадо, е́же собра́л еси́ — стадо, которое ты собрал. Якоже обеща́лся еси́ — как ты обещал.
Преподобные — это лик святых, угодивших Богу монашеским подвигом. Иными словами, преподобные — святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу и преуспел в этом уподоблении. Преподобный — то есть наиболее уподобившийся. Конечно, и при других видах христианского подвига происходит уподобление Христу, каждый святой в своей мере исполнил заповедь Господа о стремлении к богоподобию. Но именно монашеская жизнь отличается особым, более напряжённым устремлением к Богу, и поэтому только монахи, прославленные Церковью, носят звание преподобных. И величание у этого чина святости особое.
Величание
Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Се́ргие, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче, а́нгелов.
Покров Пресвятой Богородицы
(1/14 октября)
По всей Земле Русской воздвигнуты храмы в честь Покрова Богоматери, где православный народ молится вместе со своей Заступницей. Именно на Руси православные христиане с особой радостью отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С горячими молитвами и верою обращаются они к Божьей Матери, прося у Небесной Заступницы помощи и защиты в бедах и напастях. «Покрой нас от всякого зла…» — взываем мы к Богородице.
Покров. 15 век.
О самом празднике мы рассказывали не раз, теперь напомним его тропарь и величание.
Тропарь, глас 4
Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло пра́зднуем, осеня́еми Твоим, Богома́ти, прише́ствием, и к Твоему́ взира́юще пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем: покры́й нас честны́м Твоим покро́вом и изба́ви нас от вся́каго зла, моля́щи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти́ ду́ши на́ша.
Све́тло — торжественно. Уми́льно глаго́лем — с умилением сердечным говорим.
Величание
Величаем Тя, Пресвята́я Дево, и чтим Покро́в Твой честны́й; Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се, за ны Христу́ моля́щуюся.
На возду́се — на воздухе. За ны — за нас.
Елена Тростникова