По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Праздник Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа

(16/29 августа)

Спас НерукотворныйВ малой Азии, между реками Тигр и Евфрат, стоит город Орфа. В древности он назывался Эдессой. Во дни земной жизни Христа князь этой страны Авгарь был поражен страшной неизлечимой болезнью — проказой. Узнав о чудесах Спасителя, князь в письме просил посетить его и исцелить от болезни. Господь, взяв плат (убрус), утерся им, отобразив при этом на нем Свой Лик, и послал его эдесскому князю, обещая исцелить через одного из Своих учеников. Князь с благоговением принял святой образ, облобызал его и тотчас почувствовал большое облегчение своей болезни. По вознесении Господа святой апостол Фаддей пришел к князю и совершенно исцелил его. Тогда вся Эдесса приняла святое крещение. Князь поместил святой убрус в стене города, над его главными воротами, и множество христиан приезжало в Эдессу поклониться этой святыне.

В седьмом столетии Эдессой завладели арабы, которые, впрочем, не препятствовали христианам поклоняться святому образу. В 944 году византийский император Роман, осадив город, добился выдачи святого убруса и перенес святыню в Константинополь. С этого времени установлено совершать празднование нерукотворному образу Спасителя 16/29 августа. Празднество это установлено для того, чтобы воздать славу и честь Господу нашему Иисусу Христу, Который для спасения падшего человека принял на Себя образ его, и для того, чтобы напоминанием об этом побуждать христиан к обновлению в себе образа Божия.

Образ Божий в человеке неуничтожим, он — как неизгладимая печать на монете: монета остается монетой, как бы запачкана и истерта она ни была, пока на ней сохраняется рельеф (это обычно был образ царя). Именно поэтому заблудившегося, отошедшего от Бога и потому утратившего богоподобие человека сам Христос сравнивает не только с заблудшей овцой, но и с потерянной монетой — драхмой. Грешный человек подобен запачканной, замалеванной сверху, но не утратившей первоначального живописного слоя иконе (греческое слово «икона» и значит образ).

Единородный Сын Божий принял на себя образ падшего человека, чтобы восстановить в человеке образ Божий — расчистить икону. Святой отец V века, преподобный Диадох, писал: «То, что в нас есть по образу, то божественная благодать дает одна в святом крещении, омывая все наши скверны и чистым соделывая естество наше; то же, что по подобию, она потом соделывает в нас не одна, но вместе с нашей свободой… Тут происходит то же, что делают живописцы: живописец сначала начертывает

образ человека одними чертами, а потом уже и красками разрисовывает каждую часть, как она есть в том, чей образ он рисует; так и благодать Святого Духа сначала в святом Крещении делает человека таким, как он был до падения, восстановляет в нем то, что по образу; а потом, когда видит, что человек усердно желает и красоты подобия, и готовым себя являет на всякий для этого подвиг, то она, добродетель над добродетелью надцвечивая и от красоты к красоте возводя вид душевный, совершенным образом начертывает в ней и подобие, и становится тогда человек совершенным и по образу и по подобию Божию».

Тропарь, глас 2

Пречистому о́бразу Твоему покланя́емся, Благи́й, прося́ще прощения прегрешений наших, Христе́ Бо́же; во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест, да изба́виши, я́же созда́л еси́, от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: радости исполнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти мир.

  • Во́лею бо благоволи́л еси́ — Ты свободно, своей волею благоволил.
  • Да изба́виши, я́же созда́л еси́, от рабо́ты вра́жия — да избавишь созданных Тобою от рабства врагу.

Величание

Величаем Тя, Живода́вче Христе, и почита́ем пречи́стаго ли́ка Твоего пресла́вное воображе́ние.

  • Воображе́ние — изображение.

Елена Викторовна Тростникова