По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Праздник Умных Сил

Наверное, нет человека, которого бы не волновал когда-нибудь вопрос: есть ли где-нибудь во Вселенной разумная жизнь, помимо нашей земной? Существуют ли инопланетные цивилизации и встретимся ли мы когда-нибудь с ними? Такие мысли подогреваются множеством фантастических фильмов и книг.

А между тем совершенно рядом с нами существует иной мир разумных существ, и эта потрясающая «внеземная цивилизация» не просто не враждебна нам, а близка, тесно связана с нашей жизнью и исполнена понимания. Эти духовные существа, обладающие независимой волей, разумом и возможностями, не сравнимыми с возможностями человека, — как вы догадались, Ангелы. Церковь называет их также Умными Силами и Небесными Чинами. Вот он, «внеземной разум»! Что из того, что многие считают их просто сказками, вымыслом, а многие представляют себе в образе сладеньких толстеньких младенчиков с маленькими крылышками? Они есть, они много значат в жизни людей, и связаны они с нами гораздо крепче, чем мы это чувствуем, а потому мы можем узнать их ближе и даже вступить в желанный «контакт цивилизаций».

Исторический престольный праздник села Давыдово носит название памяти «Святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных» (а по-простому, по-народному — Михайлов день), и он посвящен всему ангельскому воинству.

Даже из этого названия можно понять многое из того, что Церковь знает об ангелах. Да, это именно Ангельское воинство, а никак не томные детишки с крыльями: Силы, пусть и бесплотные, и силы мощно организованные. У них есть Архистратиг — буквально с греческого Верховный Главнокомандующий («архи...» означает старшинство, верховенство», и слово «стратег» и однокоренное с ним «стратегия» нам тоже знакомо), Архангел («архи-Ангел», верховный ангел) Михаил.

Прежде чем продолжить расследование об Ангельских Силах, вспомним молитву, им посвященную —главное песнопение праздника 8/21 ноября:

Тропарь, глас 4:

Небе́сных во́инств Архистрати́зи, молим вас при́сно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите́ нас кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы, сохраня́юще нас припа́дающих приле́жно и вопию́щих: от бед изба́вите нас, я́ко чинонача́льницы вы́шних сил.

Мы видим, что в тропаре «архистратигом» назван уже не один архангел Михаил, что есть какой-то небесный Генштаб, к которому мы обращаемся. Обращаемся именно как как мирные жители к воинству: оградите нас (кровом, то есть покровом, крыл, — каких?— крыл невещественной вашей славы... это таинственно для нас, но не зря же сказано!), сохраняйте нас, от бед избавите нас! Молим мы об этом, — должны молить — при́сно, то есть всегда.

О Небесном воинстве мы знаем, что оно — воинство Бога и что оно иерархично. никакое земное воинство также не могло бы существовать без четкой иерархии, соподчинения. «Небесные Чины» — это своего рода воинские чины. Нам открыто, что таких чинов, степеней в ангельском мире девять — священное число, отражающее троичность мира, в котором Бог — Троица. Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные — они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней), за ними — многоочитые (исполненные очей, как бы все — созерцание Бога) Херувимы, изливающие свет Богопознания, и наконец Престолы — Ангельские Силы, таинственно и непостижимо носящие Бога. Средняя иерархия: Господства, Силы и Власти. Низшая: Начала, Архангелы и Ангелы, — те ангелы, которые наиболее близки к людям; все мы слышали, что от крещения нам придан Ангел-хранитель; он — из этой иерархии.

Видите, слово «Ангел» у нас уже употреблено в двух значениях: оно означает принадлежность к низшему из чинов Небесного Воинства, но ведь и всё небесное воинство — это Ангелы. А само это слово по-гречески означает — Вестник (этот же греческий корень в слове «Евангелие»: Благая весть!). Все Ангелы — служебные духи Господни, они — вестники Божией воли для мира, и ангельская иерархия образует цепь передачи Божиих повелений (конечно, гораздо более таинственным и тонким образом, чем приказ из Генштаба доходит до рядового солдата, но в чем-то подобно).

Похожая история со словом «Архангел»: оно относится и к предпоследнему в иерархии чину Небесного воинства, и к тому, кто это воинство возглавляет — к Архистратигу Божию Михаилу, тому, кто возглавил в начале мира борьбу против падших ангелов и их предводителя, Денницы, поднявших первый бунт против Бога. «Никто, как Бог!» — воскликнул тогда он, и это-то и стало его именем (таково значение имени Михаил). Известно, чем закончилась эта война: победой ангельских Сил. оставшихся верными Богу, и низвержением сатаны-Денницы и ангелов его  с неба. Да, те, кто был низвергнут, темные силы — они тоже силы, и природа их осталась духовной, в этом смысле они ангелы, ангелы сатаны, вестники зла. От них-то мы и просим светлые Ангельские силы защищать нас, когда поём тропарь.

Мы все слышали, что ангел-хранитель человека наставляет его на доброе, а когда человек грешит, то плачет и не может приблизиться к нему. Почему так? Вообще, кто для нас этот таинственный ангел, которого мы так и не видим в земной нашей жизни и который, по вере Церкви, первым встретит нас, когда мы закончим наш земной путь? Его участие в нашей жизни так неосязаемо, что его и в расчет как-то трудно взять... А ведь думается, что этот «от святого крещения на соблюдение мне данный» ангел — действительно вестник Божией любви, той любви, которая, по слову Апостола, «долготерпит, милосердствует... не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». И — чтит свободу человека. По самой сути своей Ангел может лишь ответить на стремление человека к добру и укрепить в этом стремлении, помочь — но не может помочь непрошенным, ответить неспрошенным, принудить к добру. Для принуждения человека к добру нет полномочий ни у одного, даже самого сильного и мощного, ангела. И остается ему только плакать, если человек, к которому он приставлен, отвергает его и идет навстречу падшим ангелам...

И еще, знаете, чем близки нам Ангелы? Мы ведь — в одной Церкви! Церковь — это глава Христос, ангелы и люди, вместе! И в Литургии ангелы участвуют вместе с нами, а мы «и́же Херувимы тайно образу́юще» — каким-то таинственным образом в этой общей молитве существуем уже «в образ» Херувимов, соединяемся и с ними, как ни далеки мы от их мощного величия и Боговидения. Святые Церкви — это и Ангелы, и люди; и человек может получить святое Крещение (или новое имя в монашестве) не только в честь святого человека, но и в честь святого Ангела. Много на святой Руси Михаилов, получивших в святые заступники Архистратига Небесного воинства; а есть и Гавриилы, и Рафаилы (это в основном в монашестве, где вообще больше дают ангельских имен)...

Что ни говори, а близки они нам, Ангелы!

И об этом много еще можно было бы рассказать. Но мы лучше просто помолимся. ведь и в утренние, и в вечерние молитвы непременно включена молитва к Ангелу Хранителю. А есть еще и такой тропарь, покороче:

Ангеле Божий, / хранителю мой святы́й, / живот мой соблюди во стра́се Христа Бога, / ум мой утверди во и́стиннем пути, / и к любви го́рней уязви́ душу мою / да тобою направля́ем / получу от Христа Бога ве́лию милость.

  • Живо́т — жизнь.
  • Во стра́се — в страхе (Божием, то есть глубочайшем благоговении).
  • Ве́лию — великую.

​Елена Тростникова