По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Праздник Вознесения Господня

Через сорок дней после Пасхи, всегда в четверг, мы празднуем Вознесение Господне. В 2016 году это было 9 июня. Вознесение — это двунадесятый праздник, один из двенадцати главных праздников Церкви.

Сорок дней после Своего Воскресения Господь являлся ученикам — всегда таинственно, нежданно, всегда желанно: у пещеры гроба и в затворенной горнице, на дороге и на морском берегу. Он был с ними, Он, Воскресший! Он говорил им о Царствии Божием. А потом Он собрал их на горе Елеонской и сказал:

Не отлучайтесь из Иерусалима, а ждите Духа Святого, обещанного Мною. Иоанн Креститель крестил водой, а вы, через несколько дней, будете крещены Духом Святым. Тогда вы примете силу и будете свидетельствовать обо мне до края земли.

Он говорил это, а ученики смотрели на Него, на свет лица Его, и пытались понять, что за крещение Духом Святым ждет их… А Он вдруг стал отделяться от земли — как бы перешел в другое пространство: «облако взяло Его из вида их», как пишет книга Деяний святых Апостолов. Апостолы смотрели на небо, туда, где только что видели любимого Христа… И тут два Ангела в белых одеждах предстали им и сказали:

— Мужи из Галилеи! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Ангелы исчезли, а апостолы стали спускаться с горы в Иерусалим. В сердцах их должна была бы звучать печаль: ведь любимый Учитель покинул их, Он больше не будет являться им на земле! Но их переполняла радость, невыразимая, светлая радость.


Отчего же радовались апостолы, расставаясь со своим Учителем? Отчего и мы встречаем Вознесение Господне как великий и радостный праздник?

Более шестидесяти лет назад, в 1953 году, об этом очень просто и глубоко сказал великий святой нашей Церкви, святитель Лука (Войно-Ясенецкий). На помощь нашему пониманию он призывает песнопение праздника – его конда́к.

 

«Прослушайте, с глубоким вниманием прослушайте этот конда́к:

Е́же о нас исполнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в небе́сным, возне́слся еси́ во славе, Христе Боже наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с вами, и никто́же на вы.

Что это значит: «Е́же о нас исполнив смотре́ние»?

Это значит в русском переводе вот что. Когда Господь Иисус Христос всеми делами Своей земной жизни и крестною смертью Своей исполнил то, что было предначертано о нас в предвечном Совете Божием, когда Он то, что на земле, соединил с небесным — когда Он людей, сущих на земле, соединил с небесными ангелами.

Он соединил нас с ангелами Своими. Он дал нам возможность быть причастниками небесной жизни.

Было немало людей, которые на земле уже стали ангелами во плоти… Много, много было таких, которых Господь наш Иисус Христос соединил с небесным — со всеми небесными силами.

«Возне́слся еси́ во славе, Христе Боже наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с вами, и никто́же на вы».

В великой славе вознесся с горы Елеонской Господь наш Иисус Христос. А ученики Его не упали духом. Не только не скорбели они, но пошли домой с радостью, с великим веселием.

Почему, как понять нам это, как могли они веселиться и радоваться, разлучаясь со Христом? Это было возможно, потому что Господь сказал им, что пошлет иного Уте́шителя, Духа Святого, Который им напомнит все, что говорил Он, и пребудет с ними навеки.

А в кондаке говорится: «ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный». Это значит, что вознесшись, не оставил Он нас, но пребывает всегда, неотступно с нами.

Надо вспомнить собственные слова Господа Иисуса и никогда их не забывать: Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим.

Смотрите, ведь это обещание Христово, в котором сказано, что ко всем возлюбившим Его и исполняющим слово Его придет Он вместе с Отцом Его, и обитель у Него сотворят — в сердце войдут и будут обитать в нем, как в храме Духа Святого.

«Вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с вами, и никто́же на вы»

Кто возлюбит Христа всем сердцем, кто будет жить по слову Его, исполняя все заповеди Его, тот будет во всегдашнем общении с Ним, будет под всегдашней защитой Его, будет всегда охраняться Самим Христом и ангелами Божиими; его не коснется никакое подлинное и истинное зло, ибо неотступно будет с ними Христос…

 

…А к святым мученикам как применимы слова св. песнопения «Аз есмь с вами, и никто́же на вы»?

Да, восставали на них, восставали императоры, восставали правители, подвергали их жестоким, жестоким мучениям. Но сбывались слова Христовы и, когда их мучили, Сам Христос был с ними, делая легкими претерпеваемые мучения. ..С ними был Христос, никого не оставлял. Он посылал ангелов Своих и Сам приходил в темницу к истерзанным до полусмерти мученикам, и исцелял их, и на другой день мучители видели их выздоровевшими.

Вот видите, и это слово сбывалось. Верьте, что всякий возлюбивший Христа и исполняющий слово Его будет возлюблен Отцом Его, и Он придет, и обитель у него сотворит.

Так любите Христа, так идите за Ним, так исполняйте заповеди Его!

Запомните, запомните этот кондак. Помните, помните всегда об этом великом дне Вознесения на небо Господа Иисуса.

Сердца свои устремите к нему вслед за Ним, ибо и нам надлежит вознестись за Ним на небо.

Аминь».


 

Чрез Вознесение Господа падшее человечество Христом возводится от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на небе. Христос, воскреснув силой Своего Божества, чрез Вознесение удостоил обо́женную и одухотворенную человеческую природу величайшей чести и славы. Он не сбросил оболочку плоти как ненужную уже одежду, не перестал быть Человеком, как не переставал быть Богом во время Своего земного служения. Подумайте о том, что не вмещается в наше сознание, в наше разумение, но явлено нам: человеческая природа прославлена, и Спаситель Христос "воссел одесну́ю Отца" во славе Отчей — в человеческом теле. "Аз есмь с вами", я с вами означает и это: Он принял и обожи́л нашу природу, очистив ее, — не оставил, "сбросил со счетов" сотворенного Им человека, как неудачный опыт, но прославил. Он с нами, — и кто на нас?

Вознесение Иисуса Христа на небо вместе с тем открывает для всех верующих в Него путь к небу, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества.

Песнопения праздника Вознесения Господня

Тропарь, глас 4

Возне́слся еси́ во славе, Христе́ Боже наш, радость сотвори́вый ученико́м, обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бывшим благослове́нием: я́ко Ты еси́ Сын Божий, Изба́витель мира.

Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обрадовав учеников Твоих обещанием сошествия Святого Духа, после того как Твое благословение утвердило их, что Ты Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак, глас 6

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в небе́сным, возне́слся еси́ во славе, Христе́ Боже наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с вами, и никто́же на вы.

Совершив Твой Промысел о нас, устроение нашего спасения (еже о нас испо́лнив смотре́ние) и то, что на земле, земное (яже на земли́) соединив с Небесным, Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, никак не отлучаясь (от нас), но пребывая с нами неотступно и взывая к любящим Тебя: «Я с вами, и никто — против вас (и никто́же на вы)!».

Величание

Величаем Тя, Живода́вче Христе́, и почита́ем е́же на небеса́ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию Боже́ственное вознесе́ние.