По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы) мы празднуем день Всех Святых — а на следующий день, с понедельника, начинается Петров, или Апостольский, пост. Он относится к самым первым временам Православной Церкви, и тогда его называли постом Пятидесятницы. Итак, начало его привязано к дню Пятидесятницы (и, соответственно, к дню Пасхи), то есть каждый год приходится на разные числа (в этом году — 4 июня по новому стилю), а заканчивается пост перед днём памяти апостолов Петра и Павла — перед 12 июля по новому стилю. Пост нестрогий, рыба по уставу допускается во все дни, кроме среды и пятницы, а все остальные послабления или устрожения надо обсуждать со священником. Главное, чтобы пост этот всё-таки был в нашей жизни как время сосредоточения и духовного подъёма.
Вот как объяснял его важность святитель Лев Великий († 461 г.): «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа… Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение».
День Всех Святых (3 июня)
Все Святые не случайно вспоминаются через неделю после Троицы: в день Пятидесятницы родилась Церковь. И дети Церкви, родившиеся в жизнь вечную, — это святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединён с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость — это плод Духа Святого.
Тропарь всем святым хорошо бы знать наизусть, чтобы его можно было пропеть от души в нужный момент. А таких моментов много, потому что мы нуждаемся в молитвенном заступничестве святых перед Богом.
Тропарь, глас 4:
И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х, я́ко багряни́цею и ви́ссом, кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися, те́ми вопие́м Ти, Христе́ Бо́же: лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́, мир жи́тельству Твоему́ да́руй и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Общий смысл тропаря в целом ухватывается, как мозаичный образ. Но для тех, кто хочет понять, как устроена эта мозаика, распутаем порядок и значение слов.
Церковь Твоя — украсившаяся (украси́вшися), как багряницей и виссоном (я́ко багряни́цею и ви́ссом), кровью (кровьми́) Твоих мучеников — тех, которые во всём мире (и́же во всем ми́ре). Ими (те́ми: их устами, их страданиями, их жизнью и подвигом) мы взываем к Тебе (вопие́м Ти), Христе Боже: людям Твоим милости (щедро́ты) Твои ниспошли, мир Твоему народу (жи́тельству Твоему́ — тем, в ком Ты живёшь) даруй, и душам нашим — великую милость.
Багряница — то же что порфира, ткань пурпурной окраски, в которую облачались цари (у римских сенаторов на белой тоге была лишь пурпурная полоса). В тропаре драгоценному красителю органического происхождения, пурпуру, делающему ткань принадлежностью Царства, уподоблена кровь мучеников. Виссон (висс) — тончайшая, драгоценная своей выделкой белая ткань, употреблявшаяся для одежд царей, первосвященников, высшей знати. Замечательно, что кровь мучеников облачает Церковь не только в пурпур, но и в белизну — в одежду света!
Тропарь всем святым — о мученичестве, потому что все святые, всех чинов — это те, кто последовал за Христом и «подвизался до крови», даже если кровь не проливал.
День Всех святых, в земле Русской просиявших
Это уже следующее воскресенье, когда прошла первая седмица Петровского поста.
Тропарь, глас 8
Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния, / земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия. / Тех моли́твами в ми́ре глубо́це // Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Как прекрасный плод Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Тебе, Господи, всех святых, в ней просиявших. Их молитвами в мире глубоком Церковь и страну нашу Богородицею сохрани, Многомилостивый.
Иванов день: Рождество Иоанна Предтечи (24 июня / 7 июля)
Рождество Иоанна Предтечи. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры
Об истории рождения (рождества) Иоанна Предтечи рассказывает нам 1-я глава Евангелия от Луки. Из этой же главы можно понять, когда следует праздновать событие рождества Иоанна Предтечи. Ведь само Благовещение Пресвятой Богородицы, описанное здесь же, привязано именно к сроку беременности праведной Елисаветы: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога… к Деве, обрученной мужу… (Лк. 1, 26–27). Через три месяца Елизавета родила сына. Благовещение Пресвятой Богородицы мы празднуем 25 марта/7 апреля, а Рождество Иоанна Предтечи — через три месяца, 24 июня/7 июля. Или, иначе — за полгода до Рождества Христова.
Тропарь, глас 4
Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва, досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя: непло́дство бо ро́ждшия, и о́тчее безгла́сие разреши́ся славным и честны́м Твоим рождеством, и воплоще́ние Сына Бо́жия ми́рови пропове́дуется.
Недоуме́ем — не в состоянии. Непло́дство бо ро́ждшия и о́тче безгла́сие разреши́ся славным и честны́м твоим рождеством — ибо бесплодие матери и немота отца окончились славным и чтимым твоим рождением. Тропарь указывает на события, описанные в Евангелии.
Величание
Величаем тя, Предте́че Спа́сов Иоа́нне, и чтим е́же от непло́дове пресла́вное рождество́ твое́.
Еже от непло́дове пресла́вное рождество́ — преславное (и сверхъестественное) рождение от бесплодной женщины.
Петров день — Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/ 12 июля)
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел
Когда-то Господь Иисус Христос избрал из Своих учеников двенадцать ближайших и послал их проповедовать о Царствии Божием во все концы Палестины. Этих учеников мы и называем апостолами. По-гречески апостол значит «посланник». Первым из них назван Симон, или Петр. Симон — было имя этого рыбака, а Петр, то есть Камень — прозвище, которое дал ему Иисус: Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).
Видно, за горячее сердце приблизил к Себе Господь Петра, которого сделал очевидцем многих важных и таинственных событий. Вместе с апостолом Иоанном Богословом и его братом Иаковом Петр был с Господом и на горе Преображения, и в Гефсиманском саду, где Иисус молился до кровавого пота. Мы помним бессознательное отречение Петра, поклявшегося идти со Христом и в темницу, и на смерть, и его глубокое покаяние, благодаря которому остался «Камнем» Церкви. Это он в день Сошествия Святого Духа, который мы празднуем как праздник Троицы, сказал первую христианскую проповедь людям, окружавшим учеников. А когда пришло ему время пострадать за веру, он просил распять его вниз головой, ибо считал себя недостойным такой же точно казни, какой подвергли Христа…
А вот апостола Павла не было в числе тех двенадцати учеников, которых Иисус первыми послал на проповедь. Мало того, после того как появилась христианская Церковь, он был одним из самых ярых гонителей христиан и готов был искать их повсюду, чтобы предать на казнь. И вот этому-то гонителю по пути в город Дамаск, куда он спешил, чтобы арестовывать там христиан, таинственно явился Сам Господь и преобразил всё его существо. Из гонителя Савл (так его тогда звали) стал апостолом, который обошёл своими ногами многие-многие земли, с великой любовью и мудростью рассказывая людям о Христе, привлекая их к Церкви, создавая общину за общиной… Он переживал множество приключений, терпел гонения, томился в темнице, совершал чудеса — о многом из этого рассказывает книга Деяний Апостольских. И хотя при земной жизни Спасителя Павел никогда не видел Его, он сделал столько для первой Церкви, что мы называем его вместе с Петром ПЕРВОВЕРХОВНЫМ апостолом.
И память их празднуется в один день — по преданию, их и казнили за проповедь Христа в один и тот же день, в Риме. Ну, а уж что мы называем этот день «Петровым днём», а не «Петропавловым» — это особенность нашего языка, не более того. Чтим-то и любим мы обоих великих апостолов равно.
Тропарь, глас 4
Апо́столов первопресто́льницы и вселе́нныя учи́телие, Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Апо́столов первопресто́льницы — из апостолов первенствующие, первосвятители. Влады́ку всех — то есть Владыку всего существующего.
Величание
Величаем вас, апо́столи Христо́вы Пе́тре и Па́вле, весь мир уче́ньми свои́ми просвети́вшия и вся концы́ ко Христу́ приве́дшия.
Елена Тростникова