По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Праздники Петрова поста

Через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы) мы празднуем день Всех Святых  а на следующий день, с понедельника, начинается Петров, или Апостольский, пост. Он относится к самым первым временам Православной Церкви, и тогда его называли постом Пятидесятницы. Итак, начало его привязано к дню Пятидесятницы (и, соответственно, к дню Пасхи), то есть каждый год приходится на разные числа (в этом году  4 июня по новому стилю), а заканчивается пост перед днём памяти апостолов Петра и Павла  перед 12 июля по новому стилю. Пост нестрогий, рыба по уставу допускается во все дни, кроме среды и пятницы, а все остальные послабления или устрожения надо обсуждать со священником. Главное, чтобы пост этот всё-таки был в нашей жизни как время сосредоточения и духовного подъёма.

Вот как объяснял его важность святитель Лев Великий ( 461 г.): «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение».

День Всех Святых (3 июня)

Все Святые не случайно вспоминаются через неделю после Троицы: в день Пятидесятницы родилась Церковь. И дети Церкви, родившиеся в жизнь вечную,  это святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединён с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость  это плод Духа Святого.

Тропарь всем святым хорошо бы знать наизусть, чтобы его можно было пропеть от души в нужный момент. А таких моментов много, потому что мы нуждаемся в молитвенном заступничестве святых перед Богом.

Тропарь, глас 4:

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х, я́ко багряни́цею и ви́ссом, кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися, те́ми вопие́м Ти, Христе́ Бо́же: лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́, мир жи́тельству Твоему́ да́руй и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Общий смысл тропаря в целом ухватывается, как мозаичный образ. Но для тех, кто хочет понять, как устроена эта мозаика, распутаем порядок и значение слов.

Церковь Твоя  украсившаяся (украси́вшися), как багряницей и виссоном ́ко багряни́цею и ви́ссом), кровью (кровьми́) Твоих мучеников  тех, которые во всём мире ́же во всем ми́ре). Ими (те́ми: их устами, их страданиями, их жизнью и подвигом) мы взываем к Тебе (вопие́м Ти), Христе Боже: людям Твоим милости (щедро́ты) Твои ниспошли, мир Твоему народу (жи́тельству Твоему́  тем, в ком Ты живёшь) даруй, и душам нашим  великую милость.

Багряница  то же что порфира, ткань пурпурной окраски, в которую облачались цари (у римских сенаторов на белой тоге была лишь пурпурная полоса). В тропаре драгоценному красителю органического происхождения, пурпуру, делающему ткань принадлежностью Царства, уподоблена кровь мучеников. Виссон (висс)  тончайшая, драгоценная своей выделкой белая ткань, употреблявшаяся для одежд царей, первосвященников, высшей знати. Замечательно, что кровь мучеников облачает Церковь не только в пурпур, но и в белизну  в одежду света!

Тропарь всем святым  о мученичестве, потому что все святые, всех чинов  это те, кто последовал за Христом и «подвизался до крови», даже если кровь не проливал.

День Всех святых, в земле Русской просиявших

Это уже следующее воскресенье, когда прошла первая седмица Петровского поста.

Тропарь, глас 8

Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния, / земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия. / Тех моли́твами в ми́ре глубо́це // Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Как прекрасный плод Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Тебе, Господи, всех святых, в ней просиявших. Их молитвами в мире глубоком Церковь и страну нашу Богородицею сохрани, Многомилостивый.

Иванов день: Рождество Иоанна Предтечи (24 июня / 7 июля)

Рождество Иоанна Предтечи. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Об истории рождения (рождества) Иоанна Предтечи рассказывает нам 1-я глава Евангелия от Луки. Из этой же главы можно понять, когда следует праздновать событие рождества Иоанна Предтечи. Ведь само Благовещение Пресвятой Богородицы, описанное здесь же, привязано именно к сроку беременности праведной Елисаветы: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужу (Лк. 1, 2627). Через три месяца Елизавета родила сына. Благовещение Пресвятой Богородицы мы празднуем 25 марта/7 апреля, а Рождество Иоанна Предтечи  через три месяца, 24 июня/7 июля. Или, иначе  за полгода до Рождества Христова.

Тропарь, глас 4

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва, досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя: непло́дство бо ро́ждшия, и о́тчее безгла́сие разреши́ся славным и честны́м Твоим рождеством, и воплоще́ние Сына Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Недоуме́ем  не в состоянии. Непло́дство бо ро́ждшия и о́тче безгла́сие разреши́ся славным и честны́м твоим рождеством  ибо бесплодие матери и немота отца окончились славным и чтимым твоим рождением. Тропарь указывает на события, описанные в Евангелии.

Величание

Величаем тя, Предте́че Спа́сов Иоа́нне, и чтим е́же от непло́дове пресла́вное рождество́ твое́.

Еже от непло́дове пресла́вное рождество́  преславное (и сверхъестественное) рождение от бесплодной женщины.

Петров день  Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/ 12 июля)

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

Когда-то Господь Иисус Христос избрал из Своих учеников двенадцать ближайших и послал их проповедовать о Царствии Божием во все концы Палестины. Этих учеников мы и называем апостолами. По-гречески апостол значит «посланник». Первым из них назван Симон, или Петр. Симон  было имя этого рыбака, а Петр, то есть Камень  прозвище, которое дал ему Иисус: Я говорю тебе: ты  Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Видно, за горячее сердце приблизил к Себе Господь Петра, которого сделал очевидцем многих важных и таинственных событий. Вместе с апостолом Иоанном Богословом и его братом Иаковом Петр был с Господом и на горе Преображения, и в Гефсиманском саду, где Иисус молился до кровавого пота. Мы помним бессознательное отречение Петра, поклявшегося идти со Христом и в темницу, и на смерть, и его глубокое покаяние, благодаря которому остался «Камнем» Церкви. Это он в день Сошествия Святого Духа, который мы празднуем как праздник Троицы, сказал первую христианскую проповедь людям, окружавшим учеников. А когда пришло ему время пострадать за веру, он просил распять его вниз головой, ибо считал себя недостойным такой же точно казни, какой подвергли Христа

А вот апостола Павла не было в числе тех двенадцати учеников, которых Иисус первыми послал на проповедь. Мало того, после того как появилась христианская Церковь, он был одним из самых ярых гонителей христиан и готов был искать их повсюду, чтобы предать на казнь. И вот этому-то гонителю по пути в город Дамаск, куда он спешил, чтобы арестовывать там христиан, таинственно явился Сам Господь и преобразил всё его существо. Из гонителя Савл (так его тогда звали) стал апостолом, который обошёл своими ногами многие-многие земли, с великой любовью и мудростью рассказывая людям о Христе, привлекая их к Церкви, создавая общину за общиной Он переживал множество приключений, терпел гонения, томился в темнице, совершал чудеса  о многом из этого рассказывает книга Деяний Апостольских. И хотя при земной жизни Спасителя Павел никогда не видел Его, он сделал столько для первой Церкви, что мы называем его вместе с Петром ПЕРВОВЕРХОВНЫМ апостолом.

И память их празднуется в один день  по преданию, их и казнили за проповедь Христа в один и тот же день, в Риме. Ну, а уж что мы называем этот день «Петровым днём», а не «Петропавловым»  это особенность нашего языка, не более того. Чтим-то и любим мы обоих великих апостолов равно.

Тропарь, глас 4

Апо́столов первопресто́льницы и вселе́нныя учи́телие, Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Апо́столов первопресто́льницы  из апостолов первенствующие, первосвятители. Влады́ку всех  то есть Владыку всего существующего.

Величание

Величаем вас, апо́столи Христо́вы Пе́тре и Па́вле, весь мир уче́ньми свои́ми просвети́вшия и вся концы́ ко Христу́ приве́дшия.

Елена Тростникова

Поделиться в