По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
(обретение мощей 19 ноября/2 декабря)
Святой Адриан был учеником преподобного Корнилия Комельского и
подвизался в сане иеродиакона в Вологодском Комельском монастыре. В 1540 году ему явился некий боголепный старец, который предрек ему быть основателем обители Пресвятой Богородицы в непроходимой пустыне. По благословению игумена обители, взяв икону Успения Пресвятой Богородицы, преподобный Адриан с престарелым монахом Леонидом отправился вслед за таинственным старцем в безлюдные места для безмолвия. Придя в густой лес на берегу реки Вотхи, старец указал им место для пустынножительства и стал невидим. Восславив Бога, монахи поставили образ Успения на большой дуб у реки, срубили келью под этим дубом и три года подвизались в безмолвии.
После трёх лет отшельнической жизни преподобные Адриан и Леонид отправились в Москву за благословением на построение церкви Успения Пресвятой Богородицы. Митрополит Московский Макарий вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во иеромонаха и возвел в сан игумена.
Постепенно обитель расширилась, число монахов умножилось. Преподобный Адриан замыслил строительство каменного храма и уже было собрал средства для этого, но в ночь с 5 на 6 марта 1550 года в обитель ворвались вооруженные разбойники. Схватив игумена, они, накинув ему на шею веревку, потащили его в келью, пытали — царапали бритвой и прижигали огнем, допрашивая, где находятся имущество и деньги. Когда же преподобный отдал им горшочек с деньгами, собранными на храм, они продолжали глумиться над ним и, наконец, выволокли его веревкой за шею из кельи и придавили насмерть полозьями саней. Разграбив всё имущество обители, разбойники бросили тело преподобномученика в сани, отвезли за тридцать вёрст от обители и бросили в бочаг речки Ушломы с намерением назавтра сжечь тело. Однако, вернувшись за телом, они не нашли его. Это показал под пыткой один из схваченных разбойников.
76 лет оставалась неизвестной судьба мощей преподобного Адриана, и только в 1626 году на смертном одре старый инок исповедал своему духовному отцу, что его отец с помощью соседей тайно отвез тело мученика к ветхой церкви во имя пророка Илии и похоронил под полом храма, а рядом для приметы посадил рябину. Впоследствии храм окончательно разрушился, а у той рябины стали совершаться чудеса и исцеления. С благословения патриарха Филарета и по указу царя Михаила Феодоровича Романова мощи были обретены и перенесены в Адрианову пустынь. Множество исцелений совершалось у мощей преподобного Адриана и по молитве к нему, особенно многочисленными были исцеления от беснования и пьянства.
Тропарь, глас 4
Христо́ву му́ченику Адриа́ну тезоимени́т был еси́, преподо́бне,/ мно́гия труды́ подъя́л еси́ в жи́зни вре́менней,/ оби́тель и́ноческую созида́я в пусты́ни,/ иде́же пострада́л еси́ да́же до кро́ве от злых разбо́йник/ и му́ченическую смерть от них прия́л еси́,/ Адриа́не сла́вне,/ чуде́с благода́тию обогати́вся,/ предстои́ши всех Царю́, Христу́ Бо́гу,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.