По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Преподобномученик Никандр (Прусак)

память 30 июня/13 июля

В 1918 году в канцелярию Совета Всероссийского Православного Поместного Собора поступило сообщение Ярославского епархиального совета с перечислением имен тринадцати священно-церковнослужителей, погибших в июне и августе 1918 года насильственной смертью. Это были жертвы Ярославского восстания (о нем мы рассказывали год назад, в  7 за 2018 год). Среди них был иеромонах Толгского монастыря Никандр, расстрелянный большевиками 13 июля 1918 года. Кроме этой даты, мы не знаем никаких подробностей кончины преподобномученика Никандра, не знаем и места его захоронения.

Нет у нас и фотографии преподобномученика. Монахи нечасто фотографируются, и если нет семьи, которая сохранила бы память, — портреты редко остаются. Впрочем, за 70 лет безбожных гонений фотографии бесследно пропадали и в семьях

Так что мы располагаем лишь групповыми неатрибутированными снимками, на которых наверняка есть и монах Никандр, и краткими сведениями о его служении.

Братия Зеленчукского монастыря. 1896 год. Среди них монах Никандр.

Преподобномученик Никандр родился в 1865 году в Каменец-Подольской губернии в семье крестьянина Дмитрия Прусака и в крещении был наречен Никифором. Образование Никифор получил дома. С юности избрав монашеский путь, он подвизался в Александро-Афонской Зеленчукской пустыни  древней и совсем еще новой, учрежденной на месте бывшей столицы Западной Алании (XXIII вв.)  резиденции Аланских митрополитов XXI веков. Здесь, близ поселка Нижний Архыз, в 22 километрах от станицы Зеленчукской, сохранялись три разоренных, но не разрушенных храма XXII вв. Монах афонского Хиландарского монастыря Серафим добился, чтобы здесь был возрожден монастырь, который стал бы оплотом для возвращения омусульманенного населения к христианству, и прибыл сюда с Афона с 11 иноками. Монастырь был учрежден по уставу афонских монастырей указом Святейшего Синода от 18 октября 1889 года с наименованием «Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь» (средний храм был освящен в честь св. благоверного князя Александра Невского  небесного покровителя Государей Александра II Освободителя и царствовавшего в те годы Александра III Миротворца).

Зеленчукский монастырь. Фото 1897 г.

Пустынь стала расти, и в течение года число братии увеличилось до 50 человек, это были уже не только афониты. Какими путями Господь привел юного Никифора из западных пределов Малороссии в эту дальнюю обитель в предгорьях Кавказа? Думается, побуждения были те же, что влекли богоискателей всех времен в суровые монастыри, в пустынные кельи: горение ко Христу, желание обрести путь в горние обители в подвижничестве по образу древних отцов. 7 марта 1896 года послушник Никифор был пострижен здесь в монашество и наречен Никандром. Очень скоро  8 июня 1896 года  монах Никандр был рукоположен во иеродиакона, а полтора года спустя, 30 ноября 1897 года  во иеромонаха. Монастырское начальство характеризовало его как «монаха весьма способного и трудолюбивого».

Это была обитель большого миссионерского значения. Не так легко было распространять христианство среди горских народов. Монахи не раз защищались от разбойного нападения некоторых агрессивно настроенных мусульман. Чисто физические труды были значительными: трудами насельников из камней древних построек были сложены три двухэтажных и три одноэтажных корпуса, в которых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская, в окрестностях монастыря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Возможно, в такой келье какое-то время подвизался и монах Никандр. И очень существенно, что в обители царил афонский устав и афонский дух

В 1901 году иеромонах Никифор был направлен в другой недавно (в 1894 году) открывшийся монастырь Предкавказья  Кавказский Николаевский миссионерский, находившийся близ станицы Кавказской.

Кавказский миссионерский монастырь. 1898 г.

Общим у этих монастырей было точное следование афонскому богослужебному уставу. Строителей афонских кавказских монастырей отличали органично воспринятые ими на Афоне глубокая молитвенность и неутомимое трудолюбие, беззаветный патриотизм. Это были истинные воины Христовы, жертвенно служившие Родине и православию на кавказской земле.

В Кавказском миссионерском монастыре иеромонах Никандр подвизался семь лет. За усердную службу он был награжден набедренником.

В марте 1908 года он возвратился в родную Зеленчукскую пустынь. Здесь он подвизается пять лет. Затем его, как уже духовно опытного, воспитанного в крепких иноческих традициях и навыкшего в разных монастырских послушаниях, в июле 1913 года направляют в Орловскую епархию на послушание казначея в древний Болховский Троицкий Оптин монастырь. А спустя три года, в сентябре 1916 года,  в Толгский монастырь Ярославской епархии, где он, согласно монастырской ведомости, «проходил череду священнослужения». Здесь его и застала революция  и мученическая кончина. Он вошёл в число убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели (Откр. 6, 911).

Толгские монахи.

Толгский монастырь.

Иеромонах Никандр (Прусак) включен в Собор святых новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года. Его почитают в Ярославской епархии (и особо, конечно, в Толгском монастыре), а также в Пятигорской и Черкесской епархии, в пределах которой усилиями немногочисленной братии возрождается Зеленчукская Александро-Афонская пустынь.

Елена Тростникова

Поделиться в