По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Святитель Николай Мирликийский. Фреска Дионисия. Ферапонтов монастырь.
Великий праздник декабря, приближающий нас к Рождеству. Самый любимый народом (и многими народами) святой, чей образ даже сросся с образом Деда Мороза (ведь Санта Клаус — это именно святой Николай, и лет сто с лишним назад он приходил с подарками к западным детям не в кургузой красной курточке и колпачке, а в образе святителя, епископа!). Тропарь святителю Николаю слышали все, многие знают наизусть (а кто не знает, рекомендуем выучить и молитвенно петь, например, когда отправляетесь в путь: ведь он заступник путешествующих… как, впрочем, и всех остальных). Многие знают, но большинство не понимает или понимает неверно.
Тропарь, глас 4
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́ тя ста́ду твоему́ Я́же веще́й Истина. Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, нището́ю бога́тая, о́тче священнонача́льниче Нико́лае, моли́ Христа Бога спасти́ся душа́м на́шим.
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́ тя ста́ду твоему́ Я́же веще́й Истина. Как правило (мерило) веры и образец кротости, учителя воздержания явил тебя стаду твоему Тот, кто является Истиной вещей. Истина в христианстве понимается личностно: Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Эта-то Истина, Слово Божие, Сын Божий, и явил (соделал) святителя Своего «правилом веры». Поэтому возможно (и представляется предпочтительным) написание дальнейших слов Сего ради с большой буквы: ради Христа, для Него (хотя, безусловно, возможно и простое понимание выражения «сего ради» как предлога: «благодаря этому», «поэтому»).
Стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, нището́ю бога́тая. Такого рода противопоставления (антиномии) свойственны новозаветному мышлению, ими пронизано Евангелие: Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя (в церковно-славянском Евангелии: смиря́й себя́), тот возвысится (Мф. 23, 12; также Лк. 14, 11; 18, 14); Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8, 9).
Этот тропарь является также и общим тропарем святителю — то есть тропарем, который может применяться к любому святому в епископском сане. Таким образом, святитель Николай предстает перед нами и как «правило и образ»святителя вообще.
Елена Викторовна Тростникова