По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Преставление святителя Николая

архиепископа Мирликийского, чудотворца (6/19 декабря)

Святитель Николай Мирликийский. Фреска Дионисия. Ферапонтов монастырь.

Святитель Николай Мирликийский. Фреска Дионисия. Ферапонтов монастырь.

Великий праздник декабря, приближающий нас к Рождеству. Самый любимый народом (и многими народами) святой, чей образ даже сросся с образом Деда Мороза (ведь Санта Клаус  это именно святой Николай, и лет сто с лишним назад он приходил с подарками к западным детям не в кургузой красной курточке и колпачке, а в образе святителя, епископа!). Тропарь святителю Николаю слышали все, многие знают наизусть (а кто не знает, рекомендуем выучить и молитвенно петь, например, когда отправляетесь в путь: ведь он заступник путешествующих как, впрочем, и всех остальных). Многие знают, но большинство не понимает или понимает неверно.

Тропарь, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́ тя ста́ду твоему́ Я́же веще́й Истина. Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, нището́ю бога́тая, о́тче священнонача́льниче Нико́лае, моли́ Христа Бога спасти́ся душа́м на́шим.

  • Пра́вило  здесь: мерило, образец.
  • О́браз  здесь: образец.
  • Яви́  явил.
  • Я́же веще́й И́стина  Тот, Кто является Истиной вещей (т. е. Христос).
  • Высо́кая  здесь: высоту. Бога́тая  богатство.
  • Священнонача́льниче (звательный падеж  обращение)  начальник священнослужителей, т. е. епископ.

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́ тя ста́ду твоему́ Я́же веще́й Истина. Как правило (мерило) веры и образец кротости, учителя воздержания явил тебя стаду твоему Тот, кто является Истиной вещей. Истина в христианстве понимается личностно: Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Эта-то Истина, Слово Божие, Сын Божий, и явил (соделал) святителя Своего «правилом веры». Поэтому возможно (и представляется предпочтительным) написание дальнейших слов Сего ради с большой буквы: ради Христа, для Него (хотя, безусловно, возможно и простое понимание выражения «сего ради» как предлога: «благодаря этому»«поэтому»).

Стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, нището́ю бога́тая. Такого рода противопоставления (антиномии) свойственны новозаветному мышлению, ими пронизано Евангелие: Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя (в церковно-славянском Евангелии: смиря́й себя́), тот возвысится (Мф. 23, 12; также Лк. 14, 11; 18, 14); Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8, 9).

Этот тропарь является также и общим тропарем святителю  то есть тропарем, который может применяться к любому святому в епископском сане. Таким образом, святитель Николай предстает перед нами и как «правило и образ»святителя вообще.

Елена Викторовна Тростникова