По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Приготовление к Великому Посту

…Милостивый Господь и устроил нам пост, который есть с одной стороны смотр, или осмотр, где какие есть пылинки-ветоши, с другой баня, для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого, чтобы прошедши то и другое мы являлись новенькими, чистенькими, и Богу и людям приятными, как деревце в весну, вновь покрывшееся листьями и цветами.

Святитель Феофан Затворник (†1894)

Евангельское чтение о Закхее

За 11 недель до Пасхи на воскресной Литургии звучит Евангельское чтение о Закхее — начальнике мытарей, который, стремясь увидеть Господа Иисуса Христа, залез на смоковницу и нежданно для себя услышал глас Господа:«Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 1–10). Еще не начался период Постной Триоди, но святая Церковь уже приглашает нас повернуться лицом к грядущему Господу, к наступающим великим дням — подобно тому, как это сделал Закхей.

Неделя о мытаре и фарисее

Спустя седмицу наступило первое приготовительное к Великому Посту воскресенье — Неделя о мытаре и фарисее (в 2016 году — 21 февраля). На литургии в это воскресенье читалась притча о смиренном мытаре и гордом фарисее (Лк. 18, 10–14) с целью показать, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не фарисейское упоение своими добродетелями, могут снискать нам милосердие Божие. Накануне за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва «Покаяния отверзи мне двери…», которая будет звучать все воскресенья до пятой Недели св. Четыредесятницы. Так задается тон и смысл всей нашей жизни в предстоящие недели. Каждая новая седмица будет обогащать нас и новым настроением, новым знанием, новым руководством к действию, и всё, что происходит в эти дни в Церкви, мы должны бережно сохранять в своей душе, этим жить.

Последующая за этим седмица была сплошная, то есть в среду и пятницу поста не полагалось. Так началась телесная подготовка к предстоящему посту: послабление по сравнению с обычным порядком жизни, чтобы набраться сил для предстоящего подвига. Постепенно, как бы по ступеням подходим мы к посту: следующая седмица вновь пестрая, то есть обычная — с постными средой и пятницей, а еще седмицу спустя вступит в силу запрет на мясо, зато будет возможность порадоваться разнообразной молочной пище, яйцам и рыбе, в том числе и в среду и пятницу.

Неделя о блудном сыне

Второе приготовительное к Великому Посту воскресенье (в 2016 году оно было 28 февраля) — Неделя о блудном сыне, по трогательной притче, которую мы слышим за воскресной Литургией (Лк. 15, 11–32). Святая Церковь поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы покаемся в своих грехах, и приходить ко встрече с Господом с сознанием блудного сына: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А на всенощном бдении нам даруется дивное пение псалма 136-го: «На реках Вавилонских…» (оно повторится и в две последующих Недели) — скорбная песнь пленников об отечестве; для нас это песнь о духовном отечестве — о Царствии Небесном, к которому только и должны мы стремиться из плена наших грехов. Трудный путь святой Четыредесятницы и будет путем из этого плена. Последний стих псалма: «Блаже́н, и́же и́мет (т. е. возьмет) и разбие́т младе́нцы твоя́(вавилонские) о-ка́мень» означает в духовном отношении твердую решимость сокрушать о камень веры едва рождающиеся дурные мысли и желания (как бы в младенческом их состоянии) прежде, чем они возрастут в злые дела и навыки. Это иносказание указывает нам на самую сущность той внутренней борьбы, которую каждый христианин должен вести во всё время наступающего поста.

Подготовка к Великому посту

В конце последующей седмицы, в субботу (5 марта в 2016 году), совершается поминовение всех от века усопших православных христиан — Вселенская родительская суббота.

 Неделя о Страшном Суде

Третье приготовительное к Великому Посту воскресенье — Неделя о Страшном Суде (6 марта в 2016 году). Евангелие на Литургии (Мф. 25, 31–46) говорит нам о последнем мздовоздаянии и напоминает о том, что судимы все люди будут по делам милости (или отсутствию таковых). В песнопениях на протяжении всей седмицы вспоминается грехопадение Адама и Евы, происшедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Со среды и богослужение приобретает великопостные черты, хотя пищевой пост еще не начался: читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Эта Неделя называется также Мясопустной, потому что это последний день, когда еще допускается, или попускается, мясо, а также Сырной (сырной именуется и вся последующая седмица), так как дозволяется вкушать сыр, молоко, сливочное масло, яйца и рыбу.

Прощеное воскресенье

Последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье: Евангелие на Литургии (Мф. 6, 14–21) говорит о том, что прощения наших грехов от Отца Небесного мы не можем получить, если не прощаем нашим ближним. В этот день мы все просим друг у друга, по возможности и земно кланяясь, прощения грехов, ведомых и неведомых обид: «Прости меня, Христа ради!» — «Бог простит; ты меня прости». В храмах совершается вечерня с последующим чином прощения (в большинстве храмов — уже вечером, у нас в Давыдово — сразу после Литургии, что не противоречит церковному уставу, но позволяет гостям из Москвы соучаствовать в чине прощения и успеть вернуться домой). Храм облачают по-великопостному: пелены и покровы черные и темно-фиолетовые, красные и цветные лампадки заменяют темно-синими и темно-зелеными; великопостные и напевы. Во время чина прощения все молящиеся испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Прощеное Воскресенье носит также название Недели сыропустной: это последний день, когда еще допускается на трапезе сыр и другие молочные продукты. И хотя вечером в храме мы уже погрузились в атмосферу поста, до полуночи мы можем вкушать скоромную пищу, не нарушая тем церковных правил.