По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

ПРОСТРАНСТВО УСПЕНСКОГО ПОСТА

14 августа, за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы, начинается самый короткий из всех многодневных постов, единственный, посвящённый Богородице (отсюда народное название поста: Госпожинки). пост весьма строгий: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня, но из-за краткости поста и обилия созревших овощей и плодов выдержать его в пищевом отношении достаточно просто. А в духовном лучше всех о смысле поста сказал митрополит Сурожский Антоний, почивший незадолго до начала Успенского поста  4 августа 2003 года:

«Это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя всё, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить,  жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется».

По преданию, Пресвятая Дева заранее знала день своего ухода из мира и готовилась к переходу в вечность постом и усиленной молитвой. Подвижник XV века святой Симеон Солунский писал: «Узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не имела нужды в посте. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее».

Первый Спас (1/14 августа)

Открывается Успенский пост праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Происхождение  это не про то, откуда возник Крест (хотя об этом есть отдельная история), а про то, что Животворящее Древо износили из храма и проходили с ним через столицу Византии. В августе, в жару, были часты эпидемии, и для защиты от них Крест стали проносить по городу, освящая им дома и улицы Константинополя, а по завершении хода предлагали горожанам поклониться кресту. Теперь поклонение Кресту совершается в храме, он износится только из алтаря, но суть празднования остается прежней и выражается в тропаре (который поется и в другие праздники Креста Господня  Неделю Крестопоклонную Великого поста и на Воздвижение Креста Господня):

Тропарь, глас 1-й

Спаси́, Господи, люди Твоя́ и благослови достоя́ние Твое, победы на сопроти́вныя да́руя и Твое́ сохраняя Крестом Твоим жи́тельство.

Достоя́ние  наследие. На сопроти́вныя  над противниками. Жи́тельство  жилище, т. е. народ Божий  православных христиан.

Праздник посвящён Кресту  а значит, Спасителю, Его крестному подвигу. Поэтому называется он Первым Спасом, то есть первым в ряду близких друг к другу по времени празднований Спасителю (второй  Преображение, третий  праздник Нерукотворного образа Спасителя).

Преображение Господне (6/19 августа)

Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос возвел трех ближайших учеников  Петра, Иакова и Иоанна  на гору Фавор, для молитвы, и преобразился там, явив им Своё Божественное величие и славу. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды  белыми, как снег. Два пророка-боговидца, Моисей и Илия, беседовали с Ним. Толкователи священного Писания говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях. Явление Божественного света потрясло апостолов страхом и восторгом, они пали на землю. Всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».

В центре иконы Преображения  Христос, от Которого исходят лучи света  не простого земного света, но света Божией Славы. Отблески этого света  и на горе, и на упавших в страхе и изумлении учениках, и на всём. Рядом со Христом на вершине горы  пророки Моисей и Илия, они вошли в светящийся круг возле Него, они уже причастны Славе Божией и беседуют с Господом.

А ученики внизу  опрокинуты, потрясены, они не могут ещё вместить и чуда, и силы Божией. Но это страх, полный радости и восторга: «Господи! Хорошо нам здесь быть!» Они не могут смотреть на сияющего ярче солнца Христа, как не можем мы впрямую смотреть на солнце в небе  но хотели бы остаться здесь навсегда, надолго.

Тропарь, глас 7

Преобразился еси́ на горе́, Христе Боже, показа́вый ученико́м Твоим славу Твою, я́коже можа́ху; да возсия́ет и нам грешным свет Твой присносу́щный, молитвами Богородицы, Светода́вче, слава Тебе.

Якоже можа́ху  насколько они могли (ее видеть). Присносу́щный  вечный.

Кондак, глас 7

На горе́ преобразился еси́, и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои, славу Твою, Христе Боже, ви́деша: да егда́ Тя у́зрят распина́ема, страдание у́бо уразуме́ют во́льное, ми́рови же пропове́дят, я́ко Ты еси́ воистину Отчее сия́ние.

Якоже вмеща́ху  насколько они вмещали. Ученицы́  ученики. Егда́  когда. Страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное  уразумеют, что Твое страдание добровольно.

Величание

Величаем Тя, Живода́вче Христе́ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ пресла́вное преображе́ние.

Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа)

Евангелие от Иоанна повествует о том, что Иисус, претерпевая Крестные страдания, поручил свою Мать заботам любимого ученика Иоанна. Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова. Она была с теми, кто поддерживал и утверждал молодую христианскую Церковь.

Наконец Богоматери явился Архангел Гавриил и поведал о скором Ее переселении из этого мира в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. Для Пречистой Девы это была благая весть: скоро Она увидит Своего Сына. По молитве Божией Матери ко времени ее успения в Иерусалим из дальних стран чудесным образом стали собираться Апостолы.

На иконе Успения апостолы склонились к смертному ложу Пресвятой Богородицы, оплакивая разлуку с Нею. Да, они понимают, что Она перешла к лучшей и вечной жизни, они видели Ее мирную, светлую кончину  Ее успение с улыбкой любви не устах, но как горько им остаться здесь, на земле, без Нее!

А надо всем, невидимый им  стоит Христос!

То темное и таинственное поле, что окружает Его (в этом поле видны Ангелы)  это символ, зримое выражение иного пространства, таинственных сил Царствия Небесного.

А что же это за младенец на руках Христа?

Это душа Пресвятой Богородицы, новорождённая для Вечности.

А свеча у подножия ложа  символ жизни человеческой. Душа  как этот огонек свечи

Успение Пресвятой Богородицы для нас всех  праздник торжества жизни и любви. Пребывая на Небе со Своим Сыном и Богом, Пречистая Дева молит за весь мир, Ее любовь и заступничество достигают каждого человека.

Тропарь, глас 1

В рождестве́ Девство сохрани́ла еси́, во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богородице, преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, и молитвами Твоими избавля́еши от смерти ду́ши на́ша.

При Рождестве Христовом Ты сохранила девство, при успении Своем  не оставила мира, Богородица: ты перешла к жизни, так как Ты  Мать Жизни (Ма́ти су́щи Живота), и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпа́ющую Богородицу и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние, гроб и умерщвле́ние не удержа́ста: я́коже бо Живота́ Ма́терь, к животу́ преста́ви во утро́бу Всели́выйся присноДевственную.

В молитвах неусыпающую Богородицу и непреложно надежную Заступницу (в предста́тельствах непрело́жное упова́ние) гроб и смерть не удержали: (Тебя), как Мать Жизни, переселил к жизни (к животу́ преста́ви) Вселившийся в (Твою) приснодевственную утробу.

Величание

Величаем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа Бога нашего, и всесла́вное сла́вим успе́ние Твое́.

Стихира

О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и ле́ствица к небеси́ гроб быва́ет: весели́ся, Гефсима́ние, Богоро́дичен святы́й до́ме. Возопии́м, ве́рнии, Гаврии́ла иму́ще чинонача́льника: Благода́тная, радуйся, с Тобою Господь, подая́й ми́рови Тобою ве́лию милость.

Елена Тростникова