По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Рождество Христово

Рождество мозаика Византия 14 вПраздник Рождества Христова по своей значимости считается вторым после Пасхи («три дня Пасха»  пишется в богослужебных книгах), как тесно связанный с тайной Спасения. Еще в IV веке про это сказал святитель Афанасий Великий: «Божие Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились». Теперь эту мысль часто передают так: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».

Тропарь Рождества Христова

Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерни в центр храма выносится свеча, и священники поют перед ней тропарь Рождества Христова  главное песнопение праздника.

Рождество Твое́, Христе Боже наш, / возсия́ ми́рови свет разума,/ в не́м бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся / Тебе кла́нятися Солнцу правды / и Тебе ве́дети с высоты Востока. // Господи, слава Тебе!

  • Возсия́ ми́рови  воссияло миру;
  • уча́хуся  учились, были научены;
  • Тебе ве́дети  Тебя знать.

Мы поём о том, что Рождество Господа нашего Иисуса Христа озарило мир светом разума. Мы вспоминаем мудрецов-волхвов, которые всю жизнь поклонялись звёздам (звезда́м служа́щии)  и звезда же научила их поклоняться истинному свету  Солнцу правды, Господу Иисусу Христу (Тебе кланятися, Солнцу правды), и знать Истинного Бога, сошедшего с высоты (Тебе́ ве́дети, с высоты Востока).

Восток здесь  не название страны света, а именование Самого Христа -Восходящего Солнца (как только что пелось  Солнце правды). Так назвал его в Евангелии от Луки святой праведный Захария, отец Иоанна Предтечи: Посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной (Лк. 1, 7879). А до этого ожидаемого Христа называли Востоком  Восходящим  пророки Иеремия и Захария.

Обратите внимание на сочетание противоположных смыслов в самом выражении с высоты́ Восто́ка (Восток свыше): обычное, земное солнце восходит снизу вверх (вос-токвос-ход), а Христос, Солнце правды (так Его тоже именовали пророки), сходит с высоты́ (свыше). Господь с непостижимой небесной высоты сошёл к людям, стал Человеком, родился в пещере для скота. Что это Сын Божий, Спаситель мира,  Бог открыл простым пастухам и премудрым волхвам. С ними и мы поём: Господи, слава Тебе!

Конда́к и величание праздника

Другое песнопение праздника  конда́к:

Дева днесь Пресу́щественнаго ражда́ет / и земля верте́п Непристу́пному прино́сит; / Ангели с па́стырьми славосло́вят, / волсви́ же со звездою путешествуют: / нас бо ради роди́ся // Отроча́ мла́до, преве́чный Бог.

  • Днесь  ныне.
  • Пресу́щественнаго  Существовавшего всегда и прежде всего.
  • Верте́п  пещеру.
  • Волсви́  волхвы.

Кондак Рождества Христова построен на парадоксальных сопоставлениях, сведении воедино противоположностей:
Дева  но рождает; рождает сегодня  Того, Кто существовал всегда (Пресу́щественнаго);
Он Неприступный  но земля приносит Ему дары; приносит Богу и Владыке не храм и не дворец  а пещеру;
Ангелы заодно с простыми пастухами;
люди (волхвы) путешествуют вместе со звездой;
и всё потому, что ради нас, людей,  родился Сам Бог;
Он и маленький Младенец (Отроча́ Мла́до)  и всегда существовавший, преве́чный Бог.

Величание

Величаем Тя, / Живода́вче Христе, / нас ради ныне пло́тию ро́ждшагося / от безневе́стныя / и Пречи́стыя Девы Марии.

Елена Викторовна Тростникова