По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
(8/21 сентября)
Событие Рождества Пресвятой Богородицы Церковь понимает как начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевших над ним проклятия и гибели. Родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Сына — Господа и Спасителя нашего, Иисуса Христа.
В истории русского православия этот праздник занимает особое место. В этот день состоялась Куликовская битва, поворотная для Руси. Благоверный князь Димитрий Донской особенно уповал в день великого праздника на помощь Матери Божией, и Она не отвергла его молитвы. Молился в тот день о победе русского воинства преподобный Сергий Радонежский, благословивший двум инокам Троице-Сергиевой Лавры, Пересвету и Ослябе, чьи подвиги надолго останутся в народной памяти, сразиться за Отечество.
В ночь с 7 на 8 сентября 1380 года, то есть в канун праздника, произошло чудесное явление в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря Владимира, где покоилось тело благоверного князя Александра Невского. Монах-пономарь бодрствовал в притворе церкви, где почивали мощи, и со слезами молился об избавлении от нашествия иноплеменных. Внезапно возле гроба князя Александра сами собою зажглись свечи, и, как повествует древнее житие благоверного князя Александра, «два святолепных и честны́х старца вышли из святого алтаря и, подойдя к гробу Александрову, начали говорить: „Господине Александре, встань, поспеши на помощь сроднику своему, великому князю Дмитрию, одолеваемому иноплеменниками!“ Скорый же на помощь великий князь Александр… тотчас встал из гроба, видя пономаря, и сделался невидим».
Куликово поле стало местом поминовения и памяти сразу после сражения. Восемь дней собирали тела убиенных на поле, чтобы здесь же похоронить их. На месте погребения, на высоком берегу Непрядвы, в селе Монастырщина, был поставлен деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Тела героев Куликовской битвы воинов-иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби были по приказанию великого князя Дмитрия похоронены под колокольней храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, под Москвой.
Уже в 1386 году мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского княгиня Мария Кейстутовна основывает в Москве Рождественский (Рождества Богородицы) монастырь. А в 1393 году вдова Димитрия Донского великая княгиня Евдокия — преподобная Ефросинья Московская — повелевает выстроить каменную церковь Рождества Богородицы в Кремле. Церковь Рождества Богородицы, «что на Сенях» — древнейший из сохранившихся кремлевских храмов; она находится в дальней части Теремного дворца.
После Куликовской битвы возникает несколько монастырей, посвящённых Рождеству Богородицы. В 1390 году Великий князь Олег Иванович Рязанский основал Солотчинский монастырь, в котором и принял схиму перед кончиной. В 1391 году племянник преподобного Сергия святитель Феодор, архиепископ Ростовский, основал поблизости от Архиерейского дома (Кремля) первый в Ростове Великом женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1398 году преподобный Савва Сторожевский создал монастырь Рождества Богородицы близ Звенигорода. В том же году преподобный Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы в 15 верстах от Белого озера, а в 1408 году посвящённый тому же событию Лужецкий монастырь близ Можайска. Посвящён Рождеству Богородицы и монастырь на острове Коневец в Ладожском озере, созданный преподобным Арсением Коневским в 1393 году… Целая эпоха в нашей истории, храмоздательстве, в нашем монашестве и в молитвенном восприятии бытия…
Тропарь, глас 4
Рождество Твое́, Богородице Дево, радость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе бо возсия́ Солнце правды Христос Бог наш, и разруши́в клятву, даде́ благословение, и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т вечный.
Разруши́в клятву, даде́ благослове́ние — сняв проклятие, дал благословение.
Кондак, глас 4
Иоаки́м и Анна поноше́ния безча́дства, и Адам и Ева от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречистая, во святе́м рождестве́ Твое́м. То празднуют и лю́дие Твои, вины прегрешений изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти: непло́ды ражда́ет Богородицу и пита́тельницу жизни на́шея.
Иоаки́м и Анна поноше́ния безча́дства, и Адам и Ева от тли сме́ртныя свободи́стася — Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели. То — здесь: его (Рождество Богородицы). Внегда́ — когда.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всесла́вное славим рождество Твое́.
Воздвижение Честно́го и Животворящего Креста Господня
(14/27 сентября)
Переместимся из Святой Руси в Святую Землю, в Иерусалим — на тысячелетие раньше.
Поворот Римской империи к христианству ознаменован Крестом. Сияющий Крест явился будущему императору Константину на небе накануне решительной битвы, а затем его посетил Сам Христос с образцом воинского знамени на основе знака креста. Победа в битве была одержана, христиане — уравнены в правах с другими гражданами Империи, а вскоре христианство было объявлено государственной религией и изданы законы в пользу Церкви. Престарелая мать императора, императрица Елена, в 326 году отправилась в Палестину, чтобы обрести там святыни — и в первую очередь Крест Господень.
Эту великую женщину, конечно, вёл Сам Господь. Ей было под восемьдесят лет. За три века все свидетельства апостольского века были тщательно затоптаны и забыты, Голгофа — засыпана землей, на этом искусственном холме поставлены храм Венеры и статуя Юпитера. Похожим образом поступали римские правители и с другими священными для христиан местами — в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете. Говоря по-современному, всё закатано в асфальт…
Императрица Елена сумела обнаружить и отметить практически все места, связанные с жизнью Спасителя, и основать на их местах более 80 храмов! Причем попадание всегда было совершенно точным. Современные археологи знают: если в Святой Земле обнаруживаются следы постройки константиновского времени, то это значит, что именно здесь оставили след реальные библейские события.
И самым поразительным было обретение Святого Животворящего Древа Креста Господня.
Эту историю слышали, наверное, все. Как доискалась царица старого еврея, знавшего о судьбе трех крестов; как каждое утро ей выносили кресло, на котором она весь день сидела над раскопом, наблюдая и руководя работниками; как, когда они совсем ослабевали от безнадежности поисков, она бросала им монетки — бросала туда, где надо было копать, как подсказывало ей сердце… Как были наконец найдены три креста, и нельзя было понять, который же из них — Христов, и как чудесное воскрешение покойника указало: вот он, Тот Самый Крест! И как Крест был воздвигнут — поднят высоко — чтобы его могли видеть все молящиеся…
Воздвижение Креста Господня — единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящён! С самого дня обретения Креста уже весь IV век это был один из самых торжественных праздников в Иерусалиме, не меньшим, чем Пасха. Паломница IV века писала: «За много дней начинают собираться отовсюду… и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим… Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения». Описание того, как из самых дальних земель, и в частности из Египта, стекались люди в Иерусалим на праздник Воздвижения, мы помним по житию преподобной Марии Египетской, которая именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Это уже VI век…
Великое это торжество и для нас. Торжество постное: Крест! И торжество великое: Крест неразрывен с Воскресением. Вот и на всенощной, на утрене, какой бы ни был день недели, после чтения Евангелия поётся «Воскресение Христово видевше…»
Во время чтения канона Кресту помазание, в отличие от других праздников, ещё не совершается: Крест ещё покоится в алтаре, на престоле. Он выносится во время Великого славословия («Слава в Вышних Богу…»), при пении Трисвятого. При пении тропаря «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…" настоятель несёт Крест на голове на середину храма и кладёт его на аналой. Затем совершается троекратное пение «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко…», во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, и тогда уже происходит помазание елеем.
Крест лежит на аналое до дня отдания Воздвижения — 21 сентября/4октября.
Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя́ и благослови достояние Твое́, победы на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Крестом Твоим жи́тельство.
Достоя́ние — наследие. На сопроти́вныя — над противниками, над врагами. Жи́тельство — жилище, т. е. народ Божий — православных христиан.
Кондак, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему новому жительству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе Боже; возвесели́ нас силою Твоею, победы дая́ нам на сопоста́ты, посо́бие иму́щим Твое́, оружие мира, непобедимую победу.
Вознесы́йся — вознесшийся, поднятый. Тезоимени́тому Твоему но́вому жи́тельству — носящему Твое имя новому обществу — т. е. христианам. На сопоста́ты — на врагов. Посо́бие — помощь.
Величание
Величаем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Крест Твой святы́й, и́мже нас спасл еси́ от рабо́ты вра́жия.
От рабо́ты вра́жия — от рабства врагу.
На поклонение Кресту
Кресту Твоему покланя́емся, Влады́ко, и свято́е воскресе́ние Твое́ сла́вим.
Елена Тростникова