По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Рождество Пресвятой Богородицы

(8/21 сентября)

Событие Рождества Пресвятой Богородицы Церковь понимает как начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевших над ним проклятия и гибели. Родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Сына  Господа и Спасителя нашего, Иисуса Христа.

В истории русского православия этот праздник занимает особое место. В этот день состоялась Куликовская битва, поворотная для Руси. Благоверный князь Димитрий Донской особенно уповал в день великого праздника на помощь Матери Божией, и Она не отвергла его молитвы. Молился в тот день о победе русского воинства преподобный Сергий Радонежский, благословивший двум инокам Троице-Сергиевой Лавры, Пересвету и Ослябе, чьи подвиги надолго останутся в народной памяти, сразиться за Отечество.

В ночь с 7 на 8 сентября 1380 года, то есть в канун праздника, произошло чудесное явление в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря Владимира, где покоилось тело благоверного князя Александра Невского. Монах-пономарь бодрствовал в притворе церкви, где почивали мощи, и со слезами молился об избавлении от нашествия иноплеменных. Внезапно возле гроба князя Александра сами собою зажглись свечи, и, как повествует древнее житие благоверного князя Александра, «два святолепных и честны́х старца вышли из святого алтаря и, подойдя к гробу Александрову, начали говорить: Господине Александре, встань, поспеши на помощь сроднику своему, великому князю Дмитрию, одолеваемому иноплеменниками! Скорый же на помощь великий князь Александр тотчас встал из гроба, видя пономаря, и сделался невидим».

Куликово поле стало местом поминовения и памяти сразу после сражения. Восемь дней собирали тела убиенных на поле, чтобы здесь же похоронить их. На месте погребения, на высоком берегу Непрядвы, в селе Монастырщина, был поставлен деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Тела героев Куликовской битвы воинов-иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби были по приказанию великого князя Дмитрия похоронены под колокольней храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, под Москвой.

Уже в 1386 году мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского княгиня Мария Кейстутовна основывает в Москве Рождественский (Рождества Богородицы) монастырь. А в 1393 году вдова Димитрия Донского великая княгиня Евдокия  преподобная Ефросинья Московская  повелевает выстроить каменную церковь Рождества Богородицы в Кремле. Церковь Рождества Богородицы, «что на Сенях»  древнейший из сохранившихся кремлевских храмов; она находится в дальней части Теремного дворца.

После Куликовской битвы возникает несколько монастырей, посвящённых Рождеству Богородицы. В 1390 году Великий князь Олег Иванович Рязанский основал Солотчинский монастырь, в котором и принял схиму перед кончиной. В 1391 году племянник преподобного Сергия святитель Феодор, архиепископ Ростовский, основал поблизости от Архиерейского дома (Кремля) первый в Ростове Великом женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1398 году преподобный Савва Сторожевский создал монастырь Рождества Богородицы близ Звенигорода. В том же году преподобный Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы в 15 верстах от Белого озера, а в 1408 году посвящённый тому же событию Лужецкий монастырь близ Можайска. Посвящён Рождеству Богородицы и монастырь на острове Коневец в Ладожском озере, созданный преподобным Арсением Коневским в 1393 году Целая эпоха в нашей истории, храмоздательстве, в нашем монашестве и в молитвенном восприятии бытия

Тропарь, глас 4

Рождество Твое́, Богородице Дево, радость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе бо возсия́ Солнце правды Христос Бог наш, и разруши́в клятву, даде́ благословение, и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т вечный.

Разруши́в клятву, даде́ благослове́ние  сняв проклятие, дал благословение.

Кондак, глас 4

Иоаки́м и Анна поноше́ния безча́дства, и Адам и Ева от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречистая, во святе́м рождестве́ Твое́м. То празднуют и лю́дие Твои, вины прегрешений изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти: непло́ды ражда́ет Богородицу и пита́тельницу жизни на́шея.

Иоаки́м и Анна поноше́ния безча́дства, и Адам и Ева от тли сме́ртныя свободи́стася  Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева  от смертной гибели. То  здесь: его (Рождество Богородицы). Внегда́  когда.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всесла́вное славим рождество Твое́.

Воздвижение Честно́го и Животворящего Креста Господня

(14/27 сентября)

Переместимся из Святой Руси в Святую Землю, в Иерусалим  на тысячелетие раньше.

Поворот Римской империи к христианству ознаменован Крестом. Сияющий Крест явился будущему императору Константину на небе накануне решительной битвы, а затем его посетил Сам Христос с образцом воинского знамени на основе знака креста. Победа в битве была одержана, христиане  уравнены в правах с другими гражданами Империи, а вскоре христианство было объявлено государственной религией и изданы законы в пользу Церкви. Престарелая мать императора, императрица Елена, в 326 году отправилась в Палестину, чтобы обрести там святыни  и в первую очередь Крест Господень.

Эту великую женщину, конечно, вёл Сам Господь. Ей было под восемьдесят лет. За три века все свидетельства апостольского века были тщательно затоптаны и забыты, Голгофа  засыпана землей, на этом искусственном холме поставлены храм Венеры и статуя Юпитера. Похожим образом поступали римские правители и с другими священными для христиан местами  в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете. Говоря по-современному, всё закатано в асфальт

Императрица Елена сумела обнаружить и отметить практически все места, связанные с жизнью Спасителя, и основать на их местах более 80 храмов! Причем попадание всегда было совершенно точным. Современные археологи знают: если в Святой Земле обнаруживаются следы постройки константиновского времени, то это значит, что именно здесь оставили след реальные библейские события.

И самым поразительным было обретение Святого Животворящего Древа Креста Господня.

Эту историю слышали, наверное, все. Как доискалась царица старого еврея, знавшего о судьбе трех крестов; как каждое утро ей выносили кресло, на котором она весь день сидела над раскопом, наблюдая и руководя работниками; как, когда они совсем ослабевали от безнадежности поисков, она бросала им монетки  бросала туда, где надо было копать, как подсказывало ей сердце Как были наконец найдены три креста, и нельзя было понять, который же из них  Христов, и как чудесное воскрешение покойника указало: вот он, Тот Самый Крест! И как Крест был воздвигнут  поднят высоко  чтобы его могли видеть все молящиеся

Воздвижение Креста Господня  единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящён! С самого дня обретения Креста уже весь IV век это был один из самых торжественных праздников в Иерусалиме, не меньшим, чем Пасха. Паломница IV века писала: «За много дней начинают собираться отовсюду и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения». Описание того, как из самых дальних земель, и в частности из Египта, стекались люди в Иерусалим на праздник Воздвижения, мы помним по житию преподобной Марии Египетской, которая именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Это уже VI век

Великое это торжество и для нас. Торжество постное: Крест! И торжество великое: Крест неразрывен с Воскресением. Вот и на всенощной, на утрене, какой бы ни был день недели, после чтения Евангелия поётся «Воскресение Христово видевше»

Во время чтения канона Кресту помазание, в отличие от других праздников, ещё не совершается: Крест ещё покоится в алтаре, на престоле. Он выносится во время Великого славословия («Слава в Вышних Богу»), при пении Трисвятого. При пении тропаря «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́" настоятель несёт Крест на голове на середину храма и кладёт его на аналой. Затем совершается троекратное пение «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко», во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, и тогда уже происходит помазание елеем.

Крест лежит на аналое до дня отдания Воздвижения  21 сентября/4октября.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя́ и благослови достояние Твое́, победы на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Крестом Твоим жи́тельство.

Достоя́ние  наследие. На сопроти́вныя  над противниками, над врагами. Жи́тельство  жилище, т. е. народ Божий  православных христиан.

Кондак, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему новому жительству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе Боже; возвесели́ нас силою Твоею, победы дая́ нам на сопоста́ты, посо́бие иму́щим Твое́, оружие мира, непобедимую победу.

Вознесы́йся  вознесшийся, поднятый. Тезоимени́тому Твоему но́вому жи́тельству  носящему Твое имя новому обществу  т. е. христианам. На сопоста́ты  на врагов. Посо́бие  помощь.

Величание

Величаем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Крест Твой святы́й, и́мже нас спасл еси́ от рабо́ты вра́жия.

От рабо́ты вра́жия  от рабства врагу.

На поклонение Кресту

Кресту Твоему покланя́емся, Влады́ко, и свято́е воскресе́ние Твое́ сла́вим.

Елена Тростникова

Поделиться в