По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Первый храм в селе Давыдово, построенный еще до польско-литовского нашествия, до 1612 года, был посвящен Архистратигу Божию Михаилу. Тот храм сгорел примерно в 1770 году: «пожар начался, по сказаниям, с крестьянских домов, находившихся на северной стороне церкви, именно с постоялого двора Бажулина и, по действию ветра, испепелил церковь». Вместо него был построен новый деревянный храм в честь Архангела Михаила, но через пять лет был вместе с иконостасом и иконами продан в село Михайловское на Лому, также вместо сгоревшего, а в Давыдово был заложен каменный храм, освященный в 1777 году, с престолом Михаила Архангела, к которому чуть позже добавились престолы в честь Владимирской иконы и Николая Чудотворца.
Мы празднуем престольный праздник, хотя теперь престола этого у нас нет и мы даже не представляем пока, где он располагался. Но это — история нашего храма, наша духовная история, а значит, и наша духовная реальность.
Много Архангельских, Михайловских храмов в России, много сёл, по ним названных. Православные люди всегда знали, что есть Небесное воинство, которое противостоит силам зла — отпавшей трети духовных существ во главе с сатаной, и что архангел Михаил — «архистратиг», то есть верховный главнокомандующий этого Небесного воинства.
Вообще же воинство святых, Небесная Церковь, состоит из этих сил ангельских — и святых людей. Церковь — она общая у людей и ангелов, и в каждой Литургии участвуют и ангельские силы, и люди.
И естественно, что надо праздновать не только памяти святых людей, но и память ангелов. Но с днями памяти святых понятно: это обычно дни рождения их в вечность, перехода от земной жизни к «жизни будущего века» или же какие-то иные дни проявления их действия на земле: обретение их мощей, память о каком-то особо значимом чудотворении. Ангелы Небесные также проявляли себя в жизни людей, и такому событию в житии Архангела Михаила посвящен праздник «чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех» 6/19 сентября: в IV веке в городе Хоны (или Колоссы) Архистратиг Божий спас от затопления язычниками храм — рассек скалу, чтобы направленные язычниками бурные воды реки ушли в расселину.
Но в начале того же IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора, был установлен праздник всем Небесным Силам под предводительством Архангела Михаила — тот праздник, который мы и отмечаем как престольный.
Дату этого празднования установили уже не на хронологических, а на «умственных», духовных, символических основаниях. Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) —в соответствии с числом девяти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день восьмой», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).
Тропарь, глас 4:
Небе́сных во́инств Архистрати́зи, молим вас при́сно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите́ нас кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы, сохраня́юще нас припа́дающих приле́жно и вопию́щих: от бед изба́вите нас, я́ко чинонача́льницы вы́шних сил.
Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных. Иерархичность земных войск (а без нее невозможна никакая армия) и государственных установлений — лишь подобие совершенной ангельской иерархии. Во втором из приведенных величаний Ангелам перечислены все девять ангельских чинов.
Величание:
Величаем вас, Арха́нгели и Ангели и вся во́инства, Херуви́ми и Серафи́ми, сла́вящие Го́спода.
Или же:
Величаем вас, Архангелы, Ангели, Начала, Власти, Престоли, Господствия, Силы и Херувимы, и страшныя Серафими, прославляющие Господа.
Елена Викторовна Тростникова