По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Сретение Господне (2/15 февраля)

В ветхозаветной Церкви был обычай: когда в семье рождался первый ребенок-мальчик, родители на сороковой день после рождения приносили его в храм, чтобы посвятить Богу. Приносили при этом и жертву Богу за ребёнка: люди побогаче — ягнёнка, а бедные — пару голубей. И вот в сороковой день по Рождестве Христовом Пресвятая Богородица принесла младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу. О том, как это было, рассказывает евангелист Лука во 2-й главе (стихи 22–39).

В этот же день и час по вдохновению Духа Божия пришёл в храм старец Симеон, один из образованнейших людей своего времени — и самый старый человек на земле. Когда он переводил Священное Писание с еврейского на греческий язык и усомнился в смысле пророчества Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», — ему было предсказано, что он не умрёт, доколе не увидит Христа — Исполнения этого пророчества.

Понял Симеон, что Младенец на руках Девы Марии и есть ожидаемый всеми Спаситель, принял Его на свои руки и произнёс слова, которые теперь звучат в православных храмах на вечерней службе:

Ныне отпуща́еши раба Твоего, Влады́ко, по глаго́лу Твоему с ми́ром, я́ко ви́деста очи мои спасение Твое́, е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех людей, Свет во открове́ние язы́ков и славу людей Твои́х, Изра́иля. (Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля — Лк. 2, 29–32).

А Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному о Младенце. Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Её страданиях у Креста Сына: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35).

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя, и славила Господа, и говорила о Нём всем в Иерусалиме.

Сретенье — это встреча. И старец Симеон, и многие горячо верующие и любящие Бога люди в Иерусалиме жили ожиданием, когда придёт в мир Спаситель. В
этот день сбылись их надежды, и они встретили Спасителя — родившегося Сына Божия. Встретился Ветхий Завет с Новым, древняя старость — с юностью мира, с Новой Жизнью.

А в народе говорят — зима с весной встречается. Иногда и сретенскими бодрящими морозами: «солнце на лето — зима на мороз». А главное — это праздник встречи с Богом, которая нужна не одному старцу Симеону-Богоприимцу, но и каждому человеку.

Тропарь, глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия́ Солнце правды, Христос Бог наш, просвеща́яй су́щия во тьме; весели́ся и ты, ста́рче праведный, прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, да́рующаго нам воскресе́ние.

Просвеща́яй — просвещающий.

Прие́мый — принявший.

Кондак, глас 1

Утро́бу Деви́чу освяти́вый рождество́м Твоим, и ру́це Симео́не благослови́вый, я́коже подоба́ше, предвари́в, и ны́не спасл еси́нас, Христе́ Бо́же; но умири́во бране́х жи́тельство, и укрепи́лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, еди́не Человеколю́бче.

Освятивший чрево Девы Твоим рождением и, как надлежало (я́коже подоба́ше), благословивший руки Симеона, Ты, опередив (предвари́в), и ныне спас нас, Христе Боже; но умири раздоры граждан (во бране́х жи́тельство) и укрепи людей, которых Ты возлюбил, Единственный Человеколюбец.

Величание

Величаем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Пречи́стую Ма́терь Твою́, Еюже по зако́ну ны́не прине́слся еси́в храм Госпо́день.

Елена Тростникова

Поделиться в