По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Страстная седмица: путь к Воскресению

Страстна́я седми́ца и Пасха — самое святое, самое заветное время всего года. Недаром все дни этой седмицы названы «великими»: Великий Понедельник, Великий Четверг, Великая Суббота… Это воистину великое время жизни всей Церкви и каждого из нас.

Великая Среда

К самым Страстям Господним, о приближении которых говорят богослужения Понедельника и Вторника, мы подходим вплотную в Великую Среду, когда со скорбью вспоминаем предательство Христа Спасителя Иудою (поэтому и все среды года у нас постные), но тут же вспоминаем и покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Христа и отершей их волосами своими.

Великий четверг

В Великий Четверг Церковь вспоминает установление Таинства Причащения на Тайной Ве́чере — последней трапезе Спасителя со учениками. Накануне (то есть вечером в Среду) совершается утреня, которая готовит нас к соприсутствию с апостолами и самим Господом в Сионской горнице, к главному Причастию года. Совершается исповедь: в Великий Четверг все православные причащаются святых Христовых Таин, только «обстоятельства неодолимой силы» могут этому препятствовать. Литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого совершается в соединении с вечерней, поэтому служба долгая.

Вечером в Великий Четверг совершается одна из самых длинных и потрясающих душу служб в году — Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, или служба Двенадцати Евангелий. В двенадцати отрывках из Евангелия, читаемых священником посреди храма, раскрывается вся история страданий Христовых — начиная с сокровенной беседы с учениками на Тайной вечери и оканчивая приставлением стражи ко Гробу Господню. При чтении каждого Евангелия все молящиеся держат в руках возжженные свечи. По благочестивому обычаю после чтения последнего Евангелия свечи не угашают, но стараются донести домой, чтобы запечатлеть их огнем на косяках дверей священный знак Креста и возжечь приготовленную лампаду. Этот огонек лампады православные христиане стремятся поддержать неугасимым до конца Светлой седмицы или даже до отдания Пасхи.

В глубинном смысле праздник Пасхи включает в себя не только Светлое Христово Воскресение и последующие за ним дни, но и дни Страстей Христовых, Его смерть и погребение. Ветхозаветная Пасха (само это слово означает«переход», «прохождение через опасность») была воспоминанием перехода из рабства египетского в обетованную землю; жертвенный ягненок, агнец, которого ели в Пасху иудеи — стал прообразом Жертвенного Агнца Христа. Подобие смерти и Воскресения Христовых переходу народа Божия через Чермно́е (Красное) море раскрывается во всех службах этих дней. Соучастие наше в Воскресении Господа возможно лишь вместе с соучастием в Его страстях. И истинное празднование Пасхи дается лишь тому, кто в предшествующие великие и страшные дни был и стремился быть с Господом, участвовал в этих богослужениях.

Великая Пятница

В Великую пятницу — день, когда Спаситель умер на Кресте — не совершается Божественная литургия. Утром служатся Великие (Царские) часы, на которых читается всё Евангелие о страданиях Христа. Днем совершается богослужение, посвящённое воспоминанию снятия тела Господа с Креста. Это вечерня с чином выноса св. Плащаницы — иконы, написанной или вышитой на полотне и изображающей Господа, лежащего во Гробе, которой мы поклоняемся как самому Телу погребаемого Господа. Песнопения, которые поются при выносе Плащаницы, — доносят до нас сквозь великую скорбь смерти Христовой свет Его грядущего Воскресения; этот свет всё явственнее будет проступать в песнопениях предшествующих Пасхе дней. Сразу по окончании чина выноса Плащаницы читается умилительный Канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы. Поклонение и целование Плащаницы совершается после повечерия.

Великая Пятница — день строго постный. До выноса Плащаницы желательно ничего не вкушать вообще (если здоровье позволяет), а потом — самое простое, «хлеб да вода».

Великая суббота

Вечером в Пятницу (в некоторых храмах — в ночь с пятницы на субботу или утром субботы на рассвете) служится утреня Великой Субботы с чином погребения Христа — долгая и светлая служба вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи. Поются и читаются заупокойные непорочны — стихи 118-го псалма и особые стихи-похвалы, присоединенные к каждому псаломскому стиху. В великой спешке наступающего священного дня субботы апостолы и жены-мироносицы не могли совершить полный обряд погребения Спасителя; оплакать Его тело; теперь же вся Церковь совершает упущенный тогда Чин погребения. Наконец, после потрясающего душу канона «Волною морскою» и стихир, с пением «Святы́й Боже, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас» святая Плащаница износится из храма на погребальный крестный ход.
Литургия Великой Субботы — также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями — пареми́ями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях перед нашим взором проходит вся история Божия Домостроительства и предстают прообразы освобождения человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя. После чтения Апостола поется пасхальный стих:
Воскреесни́, Боже, суди́ земли́, я́ко ты насле́диши во всех язы́цех

В это время священники меняют великопостные черные облачения на белые, пасхальные; переоблачается в белое и весь храм: украшения аналоев и икон. Звучит особое, единственный раз в году читаемое Воскресное Евангелие. Тайна Воскресения Христова уже свершилась в богослужебном времени; о нем, не явленном еще миру, уже дано знать верным.

Литургия Великой Субботы, — дня покоя, когда Сам Господь почил, и она призывает к молчанию и покою. Вместо Херувимской песни поется тропарь:
Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит закла́тися и да́тися в снедь верным.

А вместо «Достойно есть» поется ирмо́с 9 песни канона Великой Субботы:
Не рыдай Мене, Мати, зря́ще во гробе, Егоже во чреве без семени зачала́ еси́ Сына: возста́ну бо и просла́влюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.

Христос уже сошел во ад (а икона Воскресения — это именно икона Сошествия во ад), Его уже нет во гробе, воскресение Его проповедано Его Матери, и мы тоже становимся свидетелями этого тайного для мира, но явленного верным Воскресения. Обычно Благодатный огонь в Иерусалиме сходит именно днем Субботы, когда у нас завершается длинная Литургия этого неповторимого дня. А предстоящей ночью мы встретим воскресение Христово в храме во всей силе и славе, и тогда уж прогремит: «Христос воскресе!»