По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Страстная́ седмиц́а

После Вербного Воскресенья наступает Страстная́ седмиц́а. Недаром все дни этой седмицы названы «великими»: Великий Понедельник, Великий Четверг, Великая Суббота… Это воистину великое время жизни всей Церкви и каждого из нас. В первые дни Страстной седмицы строй богослужений очень напоминает службы Святой Четыредесятницы.

В Великую Среду со скорбью вспоминаем мы предательство Христа Спасителя Иудою, но тут же вспоминаем и покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Христа и отершей их волосами своими.

Великий Четверг — воспоминание Тайной Вечери, установления Господом Иисусом Христом таинства Причащения. Утреня, совершаемая накануне, готовит нас к соприсутствию с апостолами и самим Господом в Сионской горнице, к главному Причастию года. Все верующие становятся участниками и причастниками этой Божественной Вечери.

Вечер четверга богослужебно относится уже к Великой Пятнице. Совершается Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, или служба Двенадцати Евангелий. В двенадцати отрывках из Евангелия, читаемых священником посреди храма, раскрывается вся история страданий Христовых — начиная с беседы с учениками на Тайной вечери и оканчивая приставлением стражи ко Гробу Господню. При чтении каждого Евангелия молящиеся держат в руках возжженные свечи. По обычаю после чтения последнего Евангелия свечи не угашают, но стараются донести домой, чтобы запечатлеть их огнем на косяках дверей знак Креста и возжечь приготовленную лампаду.

Дни Страстей Христовых — путь к Пасхе. Ветхозаветная Пасха (само слово означает «переход», «прохождение через опасность») была воспоминанием перехода из рабства египетского в обетованную землю. Службы начиная с Великой Пятницы — это и есть тот самый переход, о котором в пасхальном каноне будет петься: «От смерти бо к жизни и от земли к небесе́ Христос Бог нас преведе!́" (перевёл). Соучастие наше в Воскресении Господа возможно лишь вместе с соучастием в Его страстях, полное празднование Пасхи дается лишь тому, кто в предшествующие великие и страшные дни был и стремился быть с Господом, участвовал в этих богослужениях.

В Великую пятницу — день, когда Спаситель умер на Кресте — не совершается Божественная литургия. Утром служатся Великие (Царские) часы, на которых читается всё Евангелие о страданиях Христа. Днем совершается вечерня с чином выноса св. Плащаницы, которой мы поклоняемся как самому Телу погребаемого Господа. Песнопения, которые поются при выносе Плащаницы, доносят до нас сквозь скорбь смерти Христовой свет Его грядущего Воскресения; этот свет всё явственнее будет проступать в песнопениях предшествующих Пасхе дней. Великая Пятница — день строжайшего поста.

Вечером в пятницу (или в ночь с пятницы на субботу, или утром субботы на рассвете) служится утреня Великой Субботы с чином погребения Христа. Вся служба происходит пред Плащаницей. Поются и читаются заупокойные непорочны — стихи 118-го псалма и особые стихи-похвалы при каждом стихе псалма. Наконец, после потрясающего душу канона «Волною морскою» и стихир, с пением Трисвятого святая Плащаница износится из храма на погребальный крестный ход.

В Великую Субботу совершается вечерня с чтением пятнадцати паримий́ — отрывков из Ветхого Завета, в которых пред нашим взором проходит вся история Божия Домостроительства и предстают прообразы Воскресения Христова. За вечерней следует Литургия св. Василия Великого. После чтения Апостола поется пасхальный стих: «Воскресни,́ Боже, суди́ земли,́  яќо ты наслед́иши во всех языц́ех»; в это время великопостные черные облачения заменяются на белые, пасхальные. Звучит особое, единственный раз в году читаемое Воскресное Евангелие. Тайна Воскресения Христова уже свершилась в богослужебном времени; о нем, не явленном еще миру, уже дано знать верным. Наступит Пасхальная ночь — и всё зажжется огнем воскресения. И всё, всё будет понятно, и ничего не надо будет объяснять: «Христос воскресе!»

Поделиться в