По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Между праздниками Рождества Христова и Богоявления пролегают 11 дней святок — Святых дней, выделенных из хода обычной жизни, праздничных, «сплошных» (то есть лишенных поста). Замечательно, что в начальном христианстве, до ΙV века включительно, праздновался общий праздник Богоявления, включавший в себя и Рождество Христово, и Крещение Господне — оба события. Объединяло их: в Рождестве Христос пришел в мир, но впервые явил себя людям как Бог Он именно при Крещении. А потом праздник раздвоился, разделился, а между не так уж далеко отстоящими двумя праздниками осталось это особое пространство — святки.
И службы праздников очень похожи. Каждому из них предшествует постный соче́льник (в церковном календаре этот день называется навечерием), совместно с литургией которого служится и вечерня праздника: в Крещенский сочельник этого года она будет служиться перед литургией Василия Великого (потому что день будний — четверг), а в Рождественский — после литургии св. Иоанна Златоуста (из-за того, что он придется на субботу).
А Всенощное бдение обоих праздников открывается поэтому не вечерней, как наши воскресные всенощные, а Великим повечерием, то есть тем, что совершается по вечерне — после нее (вечерня-то уже служилась!). Мы знаем Великое повечерие по первым дням Великого поста, но там оно постное, а тут -праздничное. И празднично, мощно поется торжественная песнь пророка Исаии:
С нами Бог, разумейте, язы́цы и покаряйтеся, яко с нами Бог!
(Язы́цы — это народы языческие, еще не просвещенные светом веры). Частое повторение этих слов — «с нами Бог!» — свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога.
А те, кто внимательно слушает (или читает) службы праздников Рождества и Крещения, смогут заметить намеренные переклички в поэтических строках этих служб.
В общем, святки — это такой незаходящий день огромного праздника — день, который и надо прожить свято!
Елена Викторовна Тростникова