По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
память 28 февраля / 13 марта
Священномучеником стал митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) за бесстрашное отстаивание достоинства Церкви. Он последний, кто открыто противился последствиям церковной реформы Петра I, призывал к восстановлению независимого от светской власти церковного управления, без которого России грозит «уничтожение Российского благочестивого государства». За свои воззрения он был подвергнут Екатериной II жестоким гонениям, а затем пожизненному заточению в Ревельский каземат, где и принял мученическую кончину.
Будущий святитель родился в 1697 году во Владимире-Волынском (Западная Украина) в семье священника и был наречен в крещении Александром. Получил образование в Киевской духовной академии, в 1716 году принял монашеский постриг с именем Арсений, в 1723 году был рукоположен во иеромонаха. Позже в Тобольске в звании проповедника активно участвовал в обращении язычников и в борьбе со старообрядчеством, в Соловецком монастыре увещевал сосланных туда раскольников. В июне 1734 года был назначен в состав Северной морской экспедиции под руководством Витуса Беринга, совершил четыре плавания в северных морях, после чего получил увольнение от флотской службы из-за жестокой цинги.
В марте 1741 г. он был рукоположен в митрополита Тобольского и Сибирского. На Тобольской кафедре, где он пробыл меньше года, проявился его твердый, бескомпромиссный характер и стояние за правду.
В 1742 г. митрополит Арсений прибыл в Москву на коронацию императрицы Елисаветы Петровны. Он предлагал императрице проекты восстановления патриаршества, утверждая, что синодальная система управления Церковью неканонична и при ней невозможно победить раскол.
Указом императрицы от 28 мая 1742 г. Арсений был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским и членом Святейшего Синода. За 20 лет на Ростовской кафедре святитель добился очень многого. Самым значимым для нас его деянием, наверное, надо признать прославление святителя Димитрия Ростовского и открытие его святых мощей.
В 1762 году на Российском престоле воцарилась императрица Екатерина II и почти сразу издала распоряжения, ограничивающие монастыри в управлении их имуществом. 9 февраля 1763 года, в Неделю Торжества Православия — первое воскресенье Великого поста, владыка в Ростове совершил богослужение с положенным анафематствованием еретиков, причем внес дополнение в текст: «Вси насильствующии и обидящии святые Божии церкви и монастыри, отнимающе у них данная тем… имения яко крайние врази Божии да будут прокляти». В письмах в Святейший Синод митрополит Арсений указывал, что до Петра III все православные князья и цари и даже татарские ханы признавали право церковной собственности, объяснял, что работа Комиссии по церковным имениям приведет к оскудению благочестия в Церкви «не от татар и ниже от иностранных неприятелей, но от своих домашних, благочестивыми и сынами Церкви нарицающихся». В посланиях было усмотрено «оскорбление Ее Императорского Величества». В середине марта 1863 года святитель был арестован и под конвоем доставлен в московский Симонов монастырь. На допросе святитель сказал императрице нечто такое, от чего она зажала себе уши, а ему самому «закляпили рот».
На церковном суде был зачитан указ, лишавший митрополита его сана, и последовал традиционный ритуал «разоблачения»: члены Синода по очереди стали снимать с него священные одежды. Каждому из них низлагаемый святитель предсказал род бесславной кончины, и все предсказания впоследствии сбылись.
Святитель Арсений в Ревеле
Местом ссылки стал Николо-Корельский монастырь Архангельской епархии, но через четыре года на основании новых доносов началось второе следствие по делу. Императрица постановила: «Лишить его монашеского чина и, переименовав его Андреем Вралём, послать к неисходному житию в Ревель». Было указано никого не допускать на свидания с арестантом. Императрица лично приписала: «Попа при смертном часе до него с потребою, взяв с попа подписку под смертной казнью, что не скажет о нем никому».
Около двух лет узника сносно кормили, выдавали свечи и книги, допускали русских жителей из города. Но в народе ширилось почитание святителя Арсения, и было заведено третье судебное дело, в результате которого святитель был безвыходно затворен в своей камере: дверь заложили кирпичом, оставив лишь окошко, в которое подавалась пища.
В феврале 1772 г. святитель заболел и пожелал причаститься. Перед вошедшим священником вместо изможденного узника предстало чудесное видение архиерея в полном облачении. Скончался святитель 28 февраля 1772 года и вечером того же дня был погребен как мирянин у северной стены деревянной Никольской церкви. На стене каземата до начала XX века оставалась выцарапанная им надпись: «Благо мне, яко смирил мя еси» (Пс. 118, 71).
Всероссийский Поместный собор 28 июня 1918 г. восстановил митрополита Арсения в сане, которого он был неправедно лишен. А к лику святых его причислил Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, прославивший Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Елена Тростникова