По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
память 4/17 октября
Священномученик Димитрий Вознесенский родился 8 октября 1855 года в семье священника Павла Вознесенского — настоятеля прихода села Николо-Замошье. Супруга отца Павла происходила из простой крестьянской семьи того же села.
Сейчас Николо-Замошье не существует как самостоятельное село: оно стало частью Нового Некоуза. В селе было два храма: зимний храм Богоявления Господня постройки 1873 года, который, по счастью, не закрывался на протяжении своей истории, и рядом стоявший летний Успенский храм, уничтоженный в середине XX века.
Многодетная семья Вознесенских жила бедно и постоянно пребывала в нужде: нужно было не только прокормить семь человек детей, но и содержать большой приход. С 12 лет Дмитрий пономарил в отцовском храме, в 17-летнем возрасте поступил в Ярославскую духовную семинарию, закончил ее в 1877 году в возрасте 23 лет и вернулся в родное Николо-Замошье пономарем. Спустя полтора года он женился на местной девице Марии Константиновне Смирновой, и вскоре у них родился первый ребенок — сын Петр.
После пяти лет службы пономарем 4 июня 1882 года Димитрия Вознесенского рукоположили в диаконы и определили штатным клириком в церковь Успения Божией Матери села Николо-Замошье. С матушкой Марией рядом с храмом они построили дом, развели большой огород. 28 лет дьяконствовал отец Димитрий в родном селе, при настоятельстве отца Павла. В начале 1900-х годов отец Павел скончался, и в 1910 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона, будущего Святейшего Патриарха, отца Димитрия рукоположили в иерея и назначили настоятелем прихода. Ему шел уже 55-й год.
Отец Димитрий рано овдовел. По воспоминаниям дочери Ольги, после смерти матушки и сыновей-близнецов он сильно запил, но со временем сумел полностью преодолеть этот тяжкий недуг. Мужики, особенно грешившие пьянством, шли на исповедь к отцу Димитрию, а не ко второму священнику, семейному отцу Сергию Розову, понимая, что отец Димитрий сможет понять их и помочь им справиться с пагубной привычкой. А бабы шли к семейному отцу Сергию Розову, зная, что получат дельный совет по улаживанию домашних неурядиц.
Докладная записка, посланная священником Сергием Розовым в 1918 году на имя митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела, стала первым документальным свидетельством мученичества отца Димитрия. Составленная сразу после трагических событий, записка эта чудом сохранилась в архивах ЧК, а потом была возвращена в Ярославскую епархию. Позже к ней добавились воспоминания дочери отца Димитрия, Ольги Дмитриевны Изюмовой, бережно сохраненные ее внуками и правнуками.
Разгоревшееся в Ярославле в июле 1918 года антибольшевистское восстание, выросшее из савинковского мятежа, перекинулось в Рыбинск, а потом и на территорию Николо-Замошенского прихода. Как ни отрицательно относился отец Димитрий к большевикам, он призывал паству не принимать участия в кровопролитии. Но 16 октября жители села настойчиво потребовали провести крестный ход и благословить их на «ратный подвиг», хотя и были знакомы с новым декретом Советской власти, запрещавшим крестные ходы и молебны в общественных местах.
Церковь Богоявления в Новом Некоузе
Вот как описал это отец Сергий Розов: «Уступая такому неотступному требованию, а также принимая во внимание и обязанность священника быть всем для всех, мы отправились на станцию [станция Харино, ныне Новый Некоуз] и там совершили моление Спасителю, Покрову Божией Матери и Святому Николаю, причем я велел диакону на ектении присоединить моление „о умножении любви и искоренении ненависти и всяких злоб“. В начале молебна я просил богомольцев просить Господа о даровании нам мира, согласия и порядка. Когда молебен уже окончился и я хотел богомольцев благословлять Святым Крестом, священник Димитрий Вознесенский заявил мне, что он желает говорить. Я остановился. Речь его была такова: „Я не ошибусь, если скажу, всем нам в настоящее время живется очень тяжело. Грабят, отбирают хлеб, святыни, притесняют служителей церкви. Всё это проделывает так называемая партия большевиков, которая самовольно захватила власть. Так жить нельзя. Необходимо Учредительное Собрание для избрания законной власти“. После молебна причт отправился домой».
Дальше события разворачивались с роковой неотвратимостью. «17 октября в 8 часов утра отец Димитрий Вознесенский велел сторожу звонить в большой колокол к литургии. Из Рыбинска приехал карательный отряд, и все повстанцы, после слабого сопротивления, разбежались. Услыхавши звон большого колокола, красноармейцы думали, что это призыв к восстанию и что в нашем селе находится центр этого восстания и главное гнездо контрреволюции. Поэтому они бросились к нашему селу и к храму. Двое из них пошли в храм, где совершал отец Димитрий литургию. Один солдат остался у храма, а другой с винтовкой вошел в храм. Читали Апостол. Солдат, войдя в храм, закричал: „Прекратить богослужение!“ Отец Димитрий начал читать Евангелие. Солдат с ружьем вошел на амвон, подошел к царским вратам и стал требовать, чтобы отец Димитрий прекратил богослужение, и хотел его вытащить через царские врата из алтаря. Отец Димитрий сказал ему, что он — солдат — на своем посту, а он, священник — на своем посту и прекратить богослужение не имеет права. Тогда солдат сказал ему, что он будет стрелять, и стал приготовлять ружье к выстрелу. Отец Димитрий сказал: „Стреляй, я готов“. Но у ружья что-то выпало, и выстрел не получился. И солдат со словами: „Всё равно от нас не уйдешь“, из церкви вышел. Богослужение после этого продолжалось без всяких препятствий; пели на клиросе некоторые богомольцы. Были причастники, накануне исповедавшиеся. После службы отец Димитрий прошел домой, закусил и немного отдохнул. Внезапно появились солдаты и потребовали, чтобы он шел на станцию Некоуз. По дороге издевались над ним. Спросили: „Давно ли ты служишь?“ — „45 лет“, — ответил он им. — „Давно же ты грабишь народ“. — „Спросите народ, как я грабил его“, — и тут же начал объяснять конвоирам, что они худо поступают, отбирая у населения деньги, имущество и хлеб и оскорбляя святыни».
Ольга Дмитриевна пошла вслед за отцом и его конвоирами на станцию. Когда проходил допрос, она стояла рядом с помещением, куда ее, конечно, не пускали. Когда на вопрос молоденького красноармейца: «Что ты тут ходишь?» она ответила, что она — дочь арестованного священника, солдатик сказал ей: «Плохи его дела, он им всю правду в глаза говорит, дак они его расстреляют». Когда о. Димитрия вывели из здания с тем, чтобы посадить в поезд, он сумел отодвинуть конвоиров и в последний раз, молча, обнял дочь. Потом его увезли, а Ольга Дмитриевна возвратилась домой.
«Холодным мглистым рассветом следующего дня кто-то забарабанил в дверь, — вспоминала Ольга Дмитриевна. — Это оказался наш племянник. Юркий паренек умудрился пробраться к месту расстрела и видел все с начала до конца. Он рассказал, что расстреливали четверых при свете прожекторов. Когда им приказали повернуться затылком, кто-то упал, моля о пощаде, кто-то отвернулся. Отец Димитрий стоял прямо, глядя на красноармейцев. После первого залпа он продолжал стоять, так как никто не решился убить его. Тогда комиссар, с бранью выхватив ружье у одного из солдатиков, сам выстрелил в священника. Всё было кончено. Мой муж, Николай Петрович Изюмов, начал хлопотать о том, чтобы семье было позволено перезахоронить отца на церковном кладбище. Разрешение было получено, но церковные власти не советовали Николаю Петровичу воспользоваться им, так как, зная о любви к отцу Димитрию прихожан, опасались, что похороны выльются в демонстрацию, что повлечет за собой новые жертвы. „После расстрела отца Димитрия ситуация успокоилась, не надо будоражить народ, Дмитрий Павлович и сам бы этого не одобрил“, — сказали Николаю Петровичу. Не исключено, что разрешение на перезахоронение было дано именно с провокационной целью. Николай Петрович, посоветовавшись с женой, внял совету, и теперь только чудо поможет обрести мощи отца Димитрия».
По постановлению Священного Синода от 6 июля 2001 г. по представлению Ярославской Епархии священник села о. Димитрий Вознесенский был причислен к Новомученикам и Исповедникам Российским. А 14 августа 2013 года епископ Рыбинский и Угличский Вениамин совершил освящение поклонного памятного креста в поселке Шестихино на месте расстрела священномученика Димитрия Вознесенского и других верующих, с ним пострадавших.
Елена Тростникова