По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Священномученик Михаил Белороссов

Когда мы знакомимся с подлинными свидетельствами о жизни новомучеников, поражает, сколькие из них и в прежней, «до катастрофы» жизни являли образец деятельного христианства, пастырского служения, подвига на своем поприще. Очень разные личности, разные повороты судеб  но сколько беззаветного служения Христу!

Перед памятью всех новомучеников и исповедников Церкви Русской (она будет совершаться у нас в этом году в воскресенье 4 февраля по новому стилю) уместно рассказать об одном воистину «рядовом» из этого Бессмертного полка и столь же образцовом святом ярославской земли, мученическая кончина которого увенчала жизненный путь праведника.

Традиция

Михаил был старшим ребёнком в семье диакона Павла Белороссова, в городе Романове-Борисоглебске. Он родился 11/24 мая 1869 года; после него родились ещё шесть дочерей и два сына, да прибавились ещё двое приёмных сирот, мальчик и девочка. Дед, протоиерей Михаил Михайлович Белороссов, благочинный в Ярославле, за 33-летнюю усердную службу был награждён золотым наперсным крестом; прадед тоже был священником. И дети диакона Павла все впоследствии избрали служение Церкви: три сестры стали жёнами священников, три другие были учительницами в церковно-приходских школах Ярославского уезда, младший брат Димитрий стал псаломщиком, а старший Михаил  священником.

Он окончил Ярославскую Духовную семинарию в 1890 году, служил псаломщиком в церкви Николы на Меленках в Ярославле, вскоре вступил в брак с дочерью священника Анной Васильевной Моревой, окончившей Ярославское епархиальное женское училище. В январе 1893 года он был рукоположен во священника ко храму села Кардинского Романово-Борисоглебского уезда.

Служение

Священномученик Михаил БелороссовВ августе 1896 года отец Михаил был переведён в храм Воскресения Христова в Романове-Борисоглебске. Там он прослужил более двадцати лет  всю оставшуюся жизнь, храма и свою. Талантливый и увлечённый организатор школьного дела, он нёс множество педагогических послушаний: был законоучителем в городском земском начальном училище, в низшей ремесленной школе, в начальном училище при льняной мануфактуре, в воскресных школах.

Воскресная школа при храме, где он служил, считалась одной из лучших в городе. В ней обучалось более ста детей. Помимо обычных для воскресных школ предметов, в ней преподавались основы столярного мастерства: ребята получали профессию, которая помогала им в дальнейшей жизни. Хор, составленный из учащихся школы, был хорошо известен в соседних приходах, его часто приглашали на церковные праздники. Епархиальное начальство отличало усердие о. Михаила в преподавании Закона Божия и неоднократно награждало его.

Но главное, конечно,  богослужение и собственно пастырство. Службы отца Михаила были великолепно-торжественны, проходили без поспешности. Чтение было ясным, пение на два клироса  стройным. Когда было возможно, отец Михаил сам пел на клиросе. Особо он почитал Владимирскую икону Божией Матери.

В каждый из многодневных постов отец Михаил соборовал множество людей. В посты причащалось нередко до 300 человек. Отец Михаил стоял со Святой Чашей до одеревенения ног. После причащения прихожан он не сразу мог сдвинуться с места. Так он трудился не только до пота лица, но вся одежда его была мокрой.

Особенно любили прихожане своего священника за то, что всегда он мог дать верный совет, выслушать человека, сопереживать чужому горю. Он принимал всех обращавшихся к нему, никогда не возносился над людьми, был прост и доступен в общении. «Ведь я не врач, я могу только молиться»,  часто говорил он.

Подвижнический труд отца Михаила вспоминал его сын Борис Михайлович (а записала внучка, Маргарита): «День отца Михаила в Воскресенском храме строился так: в три часа ночи батюшка вставал на домашнюю молитву. В половине пятого утра был в храме: совершал исповедь, принимал людей. Затем служил Божественную Литургию, водосвятный молебен с акафистом и панихиду по полному чину. Молился он горячо, со слезами. Около 12 часов дня уставший до предела шёл домой, который был напротив храма. Через час отца Михаила опять вызывали в храм служить заказной водосвятный молебен. Тут же часто привозили на отпевание покойников. Если на следующий день праздник, то с 1630 до 20 часов, а то и дольше  всенощная. Вечером батюшка опять беседовал с людьми или отвечал на многочисленные письма. Отдыхал он очень мало».

Благодарные люди присылали батюшке с матушкой продукты, а они кормили богомольцев и помогали нуждающимся продуктами, одеждой, деньгами. Пищу варили в небольших чугунках: щи, кашу, кисель клюквенный. И хотя трапезовало много людей, пища ещё оставалась  её разносили по домам для нуждающихся.

Жила семья батюшки с пятью детьми на первом этаже двухэтажного домика причта. В доме было много разных книг, особенно духовных. Настольной книгой отца Михаила была «Моя жизнь во Христе» св. прав. Иоанна Кронштадтского. Все стены были увешаны иконами, множество горящих лампад, покой, умиротворение Стол его был завален конвертами: несмотря на загруженность, он вёл огромную переписку, старался никого не оставлять без ответа, всем помочь, молился за всех. На предложения отдохнуть отвечал: «Я выполняю свой долг, скоро буду отдыхать».

Храм

В нынешнем Тутаеве славится великолепный храм Воскресения Христова на Борисоглебской стороне, где пребывает знаменитый Спасов образ, главная святыня города.

Но отец Михаил служил не здесь. Пятиглавый каменный храм Воскресения Христова, построенный во времена царя Алексея Михайловича, находился в Романове на высоком берегу над Волгой, в самом начале улицы Даниловской, напротив нынешнего здания почты. Два престола в тёплом храме, три  в холодном, летнем, 4-ярусная колокольня

Вид на романовскую сторону с церковью Воскресения

Вид на романовскую сторону с церковью Воскресения

О благолепии храма отец Михаил имел особое попечение, привлекал к этим трудам прихожан. Храм был отремонтирован, вокруг него выстроили каменную ограду, стены и потолок украсили росписями.

Святыней храма был киот с мощами 96 угодников Божиих, который во время служения отца Михаила пожертвовал архимандрит Ефрем, известный своим путешествием в Абиссинию: до монашества это был ревностный прихожанин храма, доктор М. М. Цветаев. Теперь этот киот с крестом и частицами мощей хранится в Покровском храме на Романовской стороне.

Приход был небогатый, но очень дружный, о храме всегда заботились, многодетной семье священника неизменно помогали. В крестном ходе в дни Святой Пасхи участвовали все жители окрестных домов от мала до велика.

Венец

Воскресенский храм на Романовской стороне был закрыт первым из церквей города  в 1919 году. Разрушили его позже, и тоже из первых  в самом начале 30-х годов. Церковное имущество национализировали. Прекратило своё существование то, что было центром и смыслом жизни отца Михаила и его семьи. У отца Михаила оставался святой антиминс, подписанный Евгением, архиепископом Ярославским и Ростовским 1 сентября 1853 года для Георгиевского придела Воскресенской церкви.

Священномученик Михаил БелороссовВ начале 1920 года семья приняла решение переехать в Ярославль, поближе к престарелым родителям. На дорогах Гражданской войны царили анархия и хаос. Матушка с детьми уехали первым обозом и благополучно добрались до города. А следом отправился и отец Михаил. Родственники предупреждали его, чтобы он не появлялся на людях в рясе, переоделся в мирское, но он не согласился  в путь отправился в рясе и с наперсным крестом. Таким его и увидели сельские большевики-активисты на одном переезде между Борисоглебском и Ярославлем  схватили, как классового врага, и расстреляли, как «контру». Никаких доказательств «контрреволюционной агитации»не требовалось, хватило рясы и креста.

Несколько женщин, собиравших хворост, оказались свидетелями его расстрела. Раздались два выстрела, отец Михаил упал. Убийцы подошли к нему, сорвали серебряный крест и, споря о том, кому он должен достаться, поспешно ушли делить остальное имущество. Священник был ещё жив. Дождавшись ночи, местные крестьяне тайно вывезли батюшку на телеге с места расстрела и привезли к храму, где прошла его пастырская жизнь. 14 февраля 1920 года, в канун празднования Сретения Господня, сердце пастыря остановилось и душа его отошла ко Господу. Ему было всего 50 лет

Чтобы не возникали лишние вопросы в милиции, друг семьи доктор В. А. Ульяновский выписал свидетельство о смерти от «круглой язвы желудка». Около полуночи пастыря погребли около алтаря храма Живоначальной Троицы, что на погосте,  над Волгой, на окраине Романова.

Протоиерей Михаил Белороссов был прославлен в сонме новомучеников и исповедников российских в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Память его вписана в церковный календарь под днём его рождения  11/24 мая (день святых Кирилла и Мефодия и тезоименитство нашего Патриарха!), но отмечается в ярославской епархии и в день его мученической кончины, 1/14 февраля, в канун Сретения. В странный «Валентинов день» нам, православным, стоит вспомнить не только нескольких великих древних мучеников, начиная с мученика Трифона, украшающих этот лист календаря, но и священномученика Михаила Белороссова  образец пастырского служения, мученика, убитого за рясу и крест, то есть прямо за служение Церкви и ни за что иное.

Елена Тростникова