По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Ноябрь 1907 года. Отгремела первая русская революция, до второй ровно десятилетие. Совершается епископская хиротония. Один из рукополагавших епископов произносит традиционное слово к посвящаемому — не ведая, насколько это слово пророческое:
«Во все времена был высок и труден подвиг епископского служения уже потому, что епископство есть служение высшим духовным целям человеческой жизни. Но в настоящее неспокойное время — время шатания и колебания в мысли и в жизни, отрицания всего, что выше вещественной потребности, — епископское служение можно назвать по справедливости подвигом мученическим. Настоящая современность с каким-то особенным усердием готова вести — и ведет — епископа на Голгофу, чтобы распять там и сделать его мишенью для всяческих злословий, укоров, издевательств… Но да не смущается, при крепкой вере в Бога, сердце твое, возлюбленный о Христе брат… Паси жезлом сим словесное стадо Христово, помня глагол Господень: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин.10,11)».
Тот, к кому было обращено это слово, скончался в августе 1938 года в Ярославской тюрьме, исполнив завет Христа, и прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Будущий священномученик родился 29 ноября 1868 г. в бедной семье священника села Погрешино Середского уезда Костромской губернии Василия Кроткова и был крещен с именем Николай. Закончив Костромское духовное училище и Духовную семинарию, где учились его отец, дед и дядья, он женился на девице из священнического рода Аполлинарии Андреевне Успенской и 25 февраля 1890 года был рукоположен во священники к Петропавловской церкви села Тёзино Кинешемского уезда (теперь это часть города Вичуга Ивановской области). Приход составляли рабочие текстильной мануфактуры.
В 1892 году у отца Николая умерла новорожденная дочь-первенец, а вслед за нею, так и не оправившись от тяжелых родов и потери ребенка, — и молодая жена. Осиротевший священник поступил в Киевскую духовную академию и 13 августа 1899 года принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре с наречением имени в честь преподобного Никодима, просфорника Печерского, чьи святые мощи покоились здесь же, в Ближних пещерах.
По окончании Академии иеромонах Никодим получает назначение на должность смотрителя духовного училища во Владикавказе, через два года (уже в сане игумена) — инспектора Кутаисской духовной семинарии, а спустя непродолжительное время он назначен ректором Ардонской миссионерской семинарии, важного центра просвещения осетин, с возведением в сан архимандрита. Затем, в январе 1905 года, его назначают ректором Псковской духовной семинарии.
В ноябре 1907 года начинается его епископское служение: он вызван в Кишинев и там хиротонисан во епископа Аккерманского, викария Кишиневской епархии. Основными трудностями в епархии были полная религиозная холодность интеллигенции, непросвещенность простого народа и сепаратизм — сильное движение за отторжение Бессарабии от России. Осенью 1908 года на Кишиневскую кафедру был назначен епископ Серафим (Чичагов). Так встретились и сотрудничали на церковной ниве в Бессарабии два будущих священномученика.
Епископ Никодим в кишиневский период служения, 1908 год
В конце 1911 года святителя Никодима переводят викарным епископом в Киев. Здесь его застает начало войны. В декабре 1916 года епископ Никодим направил на имя Государя Николая II записку, в которой предлагал ряд мер для спасения страны от надвигающейся революции. Этот документ сам по себе выделяет святителя из ряда современных ему церковных иерархов. Стране угрожала смертельная опасность — бездействие органов власти на фоне откровенно антиправительственной деятельности большинства членов Государственной Думы могло привести Российскую империю только к глобальной катастрофе, и святитель не мог в такой обстановке молчать.
В конце февраля 1917 года трагедия, приближение которой со скорбью предвидел святитель Никодим, стала реальностью — Россия встала на путь, ведущий к пропасти безверия и беззакония… Весть об отречении Царя Николая II от трона произвела в Киеве, как и везде, ошеломляющее впечатление. Киев впадает в революционное безумие, крайне усиленное националистическими течениями. Самочинно возникший так называемый «Исполнительный комитет духовенства и мирян» обращается к Синоду с ходатайством убрать из Киева викарного епископа Никодима —«реакционера» и «черносотенца». Ненадолго епископа перемещают в Саратов, но потом возвращают в Киев. А в Киеве Центральная Рада уже провозгласила автономию Украины. В конце года и большевики Киева образуют свое советское правительство, в январе 1918 года Красная армия вступает в город, 25 января/7 февраля гнусно убит святитель-первомученик митрополит Владимир. Епископу Никодиму было предложено принять на себя временное управление Киевской епархией — до избрания нового киевского митрополита. Им в мае 1918 года стал владыка Антоний (Храповицкий).
А власть на Украине всё меняется. В декабре гетман Скоропадский бежит из Киева, а в город вступают петлюровские войска. Епископов — сторонников единой и неделимой России — арестовывают: митрополита Антония (Храповицкого), архиепископа Евлогия (Георгиевского), епископа Никодима. Более восьми месяцев длился этот плен — сначала в Галиции, потом в Польше. Наконец через Румынию, Константинополь и Новороссийск митрополит Антоний с епископом Никодимом возвращаются в Киев, теперь занятый деникинскими войсками.
Владыка Никодим сразу же принялся за церковные дела. Ставя выше всего церковные интересы, в политическом отношении он занимал нейтральную позицию. Несмотря на давление петлюровцев, а после и большевиков, владыка отстаивал только интересы Церкви. На последних допросах он так определил свою позицию во время Гражданской войны: «Я стоял за единую неделимую Церковь и Родину, невзирая на то, какая в ней будет власть».
В декабре 1919 года красные снова овладели Киевом. Владыка Никодим получил указ патриарха Тихона о возведении его в сан архиепископа с назначением на Таврическую кафедру. С риском для жизни он пересекает линию фронта и в июне 1920 года приезжает в Симферополь. Когда армия Врангеля под натиском большевиков покинула Крым, архиепископ Никодим остался со своей крымской паствой.
В 1922 году большевики развернули кампанию по изъятию церковных ценностей. Владыку Никодима арестовали, приговорили к 8 годам лишения свободы и отправили в Нижегородскую тюрьму, но уже в начале сентября 1923 года он и арестованные с ним священники были отпущены по амнистии. Архиепископ Никодим задержался в Москве, чтобы лучше ознакомиться с положением церковных дел, неоднократно сослужил Патриарху Тихону в Донском монастыре, принимал активное участие в работе Синода. А 14 января 1924 года его арестовали в Москве и поместили в Бутырскую тюрьму. Новое «дело» возникло на основании приведенных перехваченных писем «реакционным элементам, как-то: игумении монастыря, священникам и т. д., в которых он, Кротков, распространяет провокационные слухи о гонениях духовенства и религии советской властью, называл заключенных церковников и высланных за контрреволюцию страдальцами за веру и Церковь Христову». 28 марта 1924 года суд постановил: архиепископа Никодима Кроткова как социально опасного, «считаясь с его болезненным состоянием», подвергнуть высылке в Туркестанский край на два года. Срок ссылки закончился 13 марта 1926 года. В Москву владыка добирался мучительно долго и, прибыв только 26 июня, поселился на частной квартире. Его приглашали на различные приходы послужить и произнести проповедь, и владыка использовал каждую возможность говорить о Христе и Его Церкви духовно угнетаемому народу, за что и последовал очередной арест 14 июля 1926 года. Приговорен к трехлетней ссылке в Казахстан; после отбытия срока он еще три года не имел права возвращаться в столицы, в Крым и в УССР, поэтому избрал местом проживания то самое Тёзино, где начиналось его священнослужение — точнее, теперь уже город Вичугу.
В июле 1932 года, когда истек срок высылки, владыка приехал в Москву и был назначен управляющим Костромской епархией. Под его святительский омофор стали собираться возвращавшиеся из ссылки и заключения близкие по духу священники и миряне. На последнем следствии это будет фигурировать как «сколачивание контрреволюционной повстанческой группы реакционных церковников».
Архиепископ Никодим Костромской и Галичский
В ночь на 4 декабря 1936 г., под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы владыку Никодима арестовали по доносу его секретаря и отправили в Ярославскую тюрьму, где он был приговорен к высылке в Красноярский край сроком на 5 лет. Владыке шел семидесятый год. 11 февраля 1937 года тюремный врач поставил диагнозы: «перерождение сердечной мышцы, нестойкая компенсация, подозрения на грудную жабу, артериосклероз, эмфизема легких, недержание мочи». В таком состоянии владыка едва ли мог быть отправлен в ссылку. 3 сентября без возбуждения уголовного дела исповеднику было предъявлено новое обвинение: «Формирует из духовенства контрреволюционную группу, которая распространяет антисоветскую гнусную клевету, сеет среди верующих сомнения в колхозном строительстве, ждет капиталистической войны и готовит повстанческие организации для борьбы с советским государством». Архиепископа Никодима оставили последние силы. Издевательства, пытки и ночные допросы сделали свое дело. В тюремной больнице Ярославля на семидесятом году жизни 21 августа 1938 года в 14 часов 30 минут владыка Никодим умер от «острого катара кишечника при явлениях нарастающей сердечной слабости — паралича сердца» (справка начальника тюрьмы от 21/VIII 1938 г.).
Он был прославлен в 1995 году в Костромской епархии как местночтимый святой, а на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания. По месту своих последних страданий и мученической кончины он также входит в собор новомучеников Ярославских.
Елена Тростникова