По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
память 1/14 июня
Священномученик Василий родился 23 января 1876 года в селе Крутец Дикушинской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Константина Преображенского. Образование Василий получил в духовном училище; в 1916 году он был призван в армию, где служил писарем до 1917 года.
В годы гонений на Русскую Православную Церковь Василий изъявил желание стать священником, был рукоположен и служил в Николо-Рождественскомхраме в селе Верховье на Югу Ермаковского района Ярославской области. А была Николо-Рождественская церковь каменная, двухпрестольная — престолы святителя Николая и Рождества Христова, и в приход входило несколько деревень. В селе была земская школа, а в одной из деревень прихода — церковноприходская.
Николо-Рождественский храм Верховья на Югу в конце 1950-х годов, в 1970 году и в наше время
В советское время село причислялось то к Ярославской (как то было изначально), то к Ивановской, то, наконец, к Вологодской области. Теперь это крошечное село, входящее в Югское сельское поселение Череповецкого района. В 1937 году храм был закрыт. Плачевную хронику его разрушения можно проследить по фотографиям. Вида еще действующего храма не сохранилось, неразрушенный смутно виднеется на краю кадра конца 50-х годов, руины — на кадре 1970 года, и, наконец, современный вид — то ли гнилым зубом, то ли обелиском торчащий высокий угол стены. К чести православных, в 2018 году возле этой руины на собранные добровольцами деньги воздвигли памятный поклонный крест-часовенку. Храм возрождать смысла нет: село выморочное, два-три десятка жителей…
Реконструкция внешнего вида Николо-Рождественского храма по воспоминаниям старожилов
Когда храм закрыли, отца Василия направили на служение в церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Покров-Рогули — это более чем в семистах километров от места прежнего служения. Он поселился в доме церковной старосты, крестил, исповедовал и отпевал на дому. Из материалов следствия вообще не ясно, не была ли церковь в селе уже закрыта к тому моменту: речь там идет только о требах, совершавшихся на дому.
Покровская церковь села Покров-Рогули, 2011 г.
И полугода не послужил в Покров-Рогулях отец Василий. 28 декабря 1937 года он был арестован органами НКВД и заключен в Пошехоно-Володарскуютюрьму. Список обвинений был стандартный: клевета на политику советского правительства, антисоветская агитация, попытка срыва собрания, посвященного выборам в Верховный Совет СССР. И стандартные же попытки следователя добиться признания в этой самой контрреволюционной агитации:
— Материалами следствия вы уличены в проведении активной контрреволюционной агитации, следствие требует дать показания.
— Контрреволюционную агитацию я не вел, — отвечает священник.
— В августе 1937 года вы у Башкировой окрестили ребенка в возрасте четырех месяцев и тут же вели антисоветскую агитацию. Что вы скажете по этому поводу?
— Да, у Башкировой ребенка я окрестил, но антисоветскую агитацию не вел.
— Вам зачитываются показания Башкировой, уличающие вас в контрреволюционной агитации… Следствие требует рассказать о проводимой вами контрреволюционной агитации.
— Я это отрицаю, так как никакой контрреволюционной агитации не вел.
— Вы собирали церковную двадцатку, обходили дома членов двадцатки, приглашая их на собрание, и тем самым пытались сорвать предвыборное собрание избирателей. Так ли это?
— Церковную двадцатку я не собирал, дома членов двадцатки не обходил и на собрание не приглашал. Предвыборное собрание сорвать не пытался.
— Вы совершали на территории Приухринского, Холмовского и Якунинского сельсоветов без всяких разрешений разные религиозные обряды, крещение детей разных возрастов и исповеди, за что брали деньги. Признаете в этом себя виновным?
— Это я признаю. На территории указанных сельсоветов без всякого разрешения совершал крещение детей разных возрастов и другие религиозные обряды.
Это — бездушными строками протокола допроса, протокола, который ведет следователь и соседние строки которого могут быть разделены часами реального времени — и тех способов давления на подследственного, которые в протоколах не фиксируются, и просто паузами, когда следователь дает «дозревать» обвиняемому. А вопросы и ответы облекаются в казенные нейтральные слова, мертвые слова…
Шестидесятидвухлетний священник был в то время столь изнурен гонениями предыдущих лет, что тюремные врачи вынуждены были засвидетельствовать его физическую немощь и дать заключение, что он «тяжелый физический труд выполнять не может».
26 апреля 1938 года (это был вторник Пасхальной недели) священника под конвоем доставили на заседание суда, но заседание пришлось отложить: «по причине разлива рек и разбора мостов» не смогли явиться свидетели. Следующее заседание состоялось 15 мая 1938 года — в воскресенье, Неделю о расслабленном. Но и на этот раз свидетели не явились в полном составе, некоторые из них были больны, а один уехал неизвестно куда. Следующее заседание суда состоялось уже на Троицкой неделе, 16 июня 1938 года. На суде отец Василий вновь отверг предъявленные ему обвинения в контрреволюционной деятельности, согласившись лишь с тем, что он действительно совершал религиозные обряды и крестил по просьбе родителей двух младенцев — одного трех месяцев, а другого девяти. В тот же день Специальная Коллегия Ярославского областного суда приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь с последующим поражением в правах на пять лет.
А дальше, как и у многих священников, кто получал в те годы такие приговоры — долгий, двухлетний крестный путь, покрытый от нас мраком до самого Страшного Суда, когда «книги разгибаются и тайная являются» и когда «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 4). Мучительное умирание тела, завершившееся единственным четким, столь же шаблонным, как обвинения следователей, фактом: священник Василий Преображенский скончался 14 июня 1940 года в Ярославской исправительно-трудовой колонии № 3 и был погребен в безвестной могиле.
Образ отца Василия на фреске в Кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких.
Священномученик Василий Преображенский прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
Тропарь священномученику Василию Преображенскому, глас 6.
Адама́нте веры и сто́лпе непоколебимый Церкви,/ народа Божия пастырю добрый,/ всех созывающий к высоте благочестия,/ священномучениче Василие,/ страдания и узы от богоборцев претерпел еси,/ даже до смерти любити Господа ны научил еси,/ мучениче предивный, иерее преславный,/ моли в гонениях Давшего тебе крепость и утешение,/ и нам во вся дни на Бога тве́рдо уповати,// памяту́я и ликуя, Христос бо с нами есть.
Елена Тростникова