По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский

Священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ РомановскийРодина священномученика Вениамина  село Переславцево Угличского уезда, а теперь Борисоглебского района; от Давыдова  15 километров. Будущий епископ и мученик родился в семье священника Константина Воскресенского 15 января 1871 г. и был наречен Василием. Отец Константин был выдающимся пастырем и к тому же прекрасным музыкантом, его хор считался лучшим среди приходов Угличского уезда, и все пятеро его сыновей переняли от отца любовь к музыке и впоследствии были регентами.
Василий закончил Ростовское духовное училище, затем  Ярославскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. После этого он преподавал в Кутаисской, Тифлисской Вятской, Вологодской духовных семинариях, причем в Тифлисе он заодно окончил Императорское музыкальное училище по классу теории музыки. Да, он был человеком высокой гуманитарной культуры, ведь он преподавал не только богословские дисциплины, но и русскую литературу и историю. В 1911 г. он был назначен преподавателем Священного Писания и руководителем семинарского хора в Ярославской духовной семинарии. В ту пору он принимал участие в полемике о том, какой должна быть церковная музыка, ратовал за то, чтобы бережно относиться к местным традициям церковного пения. Помимо организации церковного хора в семинарии Василий Константинович организовал церковный хор у себя на родине в селе Переславцево.

После закрытия семинарии во время безбожных гонений в 1918 г. Василий Константинович стал работать в общеобразовательной школе в городе Ярославле. В 1919 г. собрание духовенства и мирян Ярославской епархии выбрало его в члены Епархиального совета, а в июне 1921 г. съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда избрал его кандидатом на кафедру епископа Тутаевского. Василий Константинович был пострижен в мантию с именем Вениамин и хиротонисан во епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии, став одним из ближайших помощников митрополита Агафангела. Своим истовым богослужением, праведной жизнью, дарами проповеди и рассуждения новый архиерей привлек к себе сердца многих верующих: они увидели в нем не столько церковного администратора, сколько самоотверженного подвижника, подобного древним архипастырям-христианам.

Летом 1922 г. ОГПУ арестовало митрополита Ярославского Агафангела и вскоре вслед за ним  и епископа Вениамина, которого в отсутствие митрополита признало за главу ярославское православное духовенство. 15 октября 1922 г., когда епископ Вениамин был в тюрьме, собрание духовенства и мирян Ярославля числом около трех тысяч человек заявило о своей верности православию, об отвержении обновленческого управления и постановило признавать правящим епископом владыку Вениамина. Следствие даже намеревалось вменить владыке Вениамину организацию этого собрания, но доказать такую вину они не смогли, однако он был приговорен к семи годам заключения по обвинению «в использовании религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти». Вскоре в честь 5-летия революции срок заключения был сокращен, и в 1926 г. епископ был освобожден и вернулся к служению. ОГПУ через многочисленных осведомителей вело наблюдение за епископом, накапливало материалы и готовилось его арестовать. Вот что писали о его проповедях в Тутаеве, Пошехонье-Володарске, Рыбинске сотрудники ОГПУ:

«Хороший оратор. Выступает часто с проповедями, в которых использует всякий удобный случай для антисоветской агитации».

«За всенощной в проповеди высказался, что никакая революция без Христа не будет сильна и всякая власть сначала старается о собственном благополучии, а потом только уже думает о благе народа Молящихся было много, так как вообще на его богослужения стекаются верующие».

«Выступая в проповедях, он не упустил случая пуститься в критику мероприятий советской власти, сопоставив Церковь, как оплот нравственности, с клубами, где детей приучают к разврату Население восторгалось его проповедями, относясь к нему как к божеству, сравнивая его с мучениками, в связи с его прежней судимостью»

«И вообще на всем протяжении церковной деятельности епископа Вениамина красной нитью проходит его борьба с советской властью на религиозном поприще, в которой через проповеди он твердо проводит свою линию едкой критики мероприятий советской власти в религиозном вопросе, с целью возбуждения умов верующих. Свою борьбу по этому вопросу он даже не особенно старается скрыть, заявляя официально, что советскую власть признает, «кроме религиозной политики».

«Произнес проповедь, носившую погромный характер. Содержание проповеди сводилось к резкой критике коммунистической партии, внедряющей неверие в широкие массы населения. Делая в ней ссылки на ученых которые твердо верили и признавали Бога, и противопоставляя их коммунистической партии, называл членов последней межеумками и неучами, позволяющими себе отрицать Бога и за это навлекающими страдания на себя и на всех окружающих».

Священномученик Вениамин (Воскресенский), епископ Романовский, икона

«По окончании обедни епископ Вениамин обратился к народу с проповедью, произведшей на присутствующих, в особенности на женщин, очень большое впечатление, допускал в таковой антисоветскую агитацию, так как убеждал не верить «этим безбожникам, что нет Церкви, Церковь внутри нас. Будьте стойки за веру православную, не верьте этим глупцам, ибо учение их есть еретическое и приведет к гибели нашу страну»

Вечером 12 июня 1927 г. епископ Вениамин был арестован и заключен в тюрьму в Ярославле, а 23 сентября приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. Сначала он был выслан в город Джамбейт, впоследствии  в Каратюбе. Связь со своей паствой епископ теперь осуществлял посредством писем, в которые вкладывал свой духовный опыт и пыл верующего, любящего сердца. Одно из них  обличительное принципиальное послание архиепископу Павлу, пересланное через протоиерея Флегонта Понгильского, мы цитировали в апрельском выпуске нашей газеты. Это письмо попало в ОГПУ и было охарактеризовано так: «Из документа видно, что Вениамин не скрывает свою физиономию, а прямо призывает к борьбе с безбожной властью. Предлагаем тщательно разработать Вениамина на предмет выявления его связей среди местных церковников и его контрреволюционной работы».

В результате этой «разработки» были арестованы и осуждены многие священнослужители, а 18 февраля 1930 г. последовало распоряжение: «Привлечь к ответственности через соответствующие органы 

находящегося в ссылке епископа Вениамина Воскресенского за распространение антисоветской переписки». Епископа Вениамина вызвали из Каратюбе в Уральск, где заключили в тюрьму. Всего по этому делу было арестовано 29 человек, а он был главным обвиняемым. На допросе он давал смелые и прямые показания о своих взглядах: «В подлинном понимании я не добивался того, чтобы внушить верующим мысль о свержении советской власти, но я абсолютно не согласен с ее политикой гонения на религию, с ее антицерковной, антирелигиозной деятельностью Я борюсь с безбожием советской власти, жалуюсь на это безбожие, но убежден, что это не означает призывание к свержению советской власти как государственной власти. В моем понимании религия и государство  два разных института. Жалоба на безбожие не означает борьбы с государством. В одном из писем на имя епископа Ярославского Павла я писал, что если судьбой истории суждено произвести государственную перемену когда-либо в СССР, в смысле перемены советской власти на другую, то в этом повороте большую долю вины будет иметь сама советская власть, так как она своей политикой безбожия возбуждает против себя население и не вызывает к себе симпатии. Вы сами больше всего возбуждаете верующие массы против себя, именно своей безбожной политикой»

Следствие по делу продолжалось около года, епископ во все время следствия тяжело болел и был определен в тюремную больницу. Врач, поставивший ему диагноз в больнице, писал, что епископ болен эмфиземой, миокардитом, а также страдает от последствий кровоизлияния в мозг, выразившихся в параличе правой стороны тела, так что он почти не владеет правой рукой и ногой, не может писать и с трудом говорит

10 сентября 1931 г. тройка при полномочном представительстве ОГПУ в Казахстане приговорила епископа к десяти годам заключения в концлагерь. Владыку перевезли в г. Красноводск в Туркмении. Там, в тюремной больнице, он скончался 5 октября 1932 г. и был погребен в безвестной могиле.

На Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. святитель Романовский Вениамин (Воскресенский) был причислен к лику святых.

Елена Викторовна Тростникова