По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Трагедия Ярославля

В этом июле исполняется сто лет со дня расстрела Царской Семьи. Но есть и ещё один юбилей  Ярославского восстания против Советской власти 621 июля 1918 года. Это самая трагичная страница истории Ярославля в XX веке.

Восстание разгорелось к утру 6 июля, а уже днём с Туговой горы красные начали артиллерийский обстрел исторического центра города, где находился штаб белых. Через сутки город пылал в огне. По воспоминаниям очевидца, «стрельба производилась фугасными снарядами (зажигательными), и маленькие деревянные домики и далее улицы начали сначала одиночно вспыхивать, а потом пожар принял грандиозные размеры. С этого момента в передышки боя по улицам стали двигаться сотни погорельцев, торопливо старавшихся спрятаться куда-нибудь, иные в слезах, что потеряли всё своё имущество, другие в неизвестности, что делается с их близкими, и почти большинство с отупелыми, испуганными лицами, не сознающими, что кругом творится и куда они бегут». По городу красные выпустили около 75 тысяч снарядов. В ответ восставшие сделали только 500 выстрелов из двух орудий, которые смогли захватить в первый день восстания. Снаряды у них скоро закончились, а большевики с каждым днём усиливали артиллерийский обстрел города.

Церковь Параскевы Пятницы на Туговой Горе

После подавления мятежа город представлял собой страшную картину. Корреспондент-очевидец писал: «Былого, красивого Ярославля более нет. Нельзя сказать: нет Ильинской улицы или погибла в огне Владимирская улица. Нужно сказать: погибло всё, кроме куска центра и вокзальной части города Торчат одинокие трубы домов, куски кирпичных закопчённых стен, остовы обгорелых деревьев. Валяются куски железа, кирпичи, обожжённые чугуны и горшки и прочая домашняя утварь»

Полностью была разрушена треть Ярославля. 28 тысяч жителей остались без крыши над головой. Согласно отчёту самих большевиков о разрушении Ярославля, представленном в мае 1922 года на Генуэзской конференции, «сгорело 2147 строений с числом квартир до 6000, остальные жилые строения почти все имеют большие или меньшие повреждения от пуль и снарядов и требуют ремонта Из чистого, уютного, красивейшего города Ярославль превратился в грязный, наполовину уничтоженный город с громадными площадями-кладбищами, покрытыми развалинами и остатками пожарищ». Но о том, кто уничтожил Ярославль артиллерийским огнём, в этом отчёте не говорилось


Пожарище у церкви Покрова Пресвятой Богородицы (церковь снесена в начале 1930-х гг.)

«Белогвардейцы в рясах»

14 июля 1918 года газета «Правда» призвала к мщению: «В Ярославле убиты самые стойкие, испытанные борцы пролетарской армии Товарищи ярославцы! мы ждём от вас ответа: сколько сотен гадов и паразитов истребили вы за эти три драгоценные жизни наших друзей? Поп, офицер, банкир, фабрикант, монах, купеческий сынок  все равно. Ни ряса, ни мундир, ни диплом не могут им быть защитой. Никакой пощады белогвардейцам!»

Мы видим, что первым из классовых врагов назван поп. Казалось бы, уж во время ожесточённых боевых действий при чём тут попы и монахи? Но духовенство для красных  больше, чем «классовый враг», потому что оно ненавистно духам злобы поднебесным.

Фрагмент схемы Ярославского восстания

«Красная книга ВЧК» в 1920 году пишет, что в Спасо-Преображенском монастыре, обстреливаемом красными с первого дня, «были вооружены все монахи». В позднейших воспоминаниях коммунистов указывалось, что «на колокольнях Богоявленской, Владимирской, Никитской, Покровской церквей и Успенского собора пулемёты обслуживались церковниками». Историк Р. Балашов писал, что священники «из пулемётов расстреливали идущих в наступление рабочих и красноармейцев», а на колокольнях Спасского монастыря из пулемётов стреляли «исключительно монахи».

Это сейчас такие утверждения кажутся бредом. А в красном лагере во время восстания родилась страшная поговорка: «каждый попик  пулемётчик».
Пулемётчиками никто из священников не был. Но оба прославленных священномученика Ярославского восстания были убиты из-за того, что с колоколен храмов, где они служили, пытались вести пулемётную стрельбу противоборствующие стороны

Огневая точка на Туговой горе

Уже к вечеру первого дня восстания 6 июля командование отрядами Красной армии принимает решение подвергнуть город тотальному артобстрелу. С Туговой горы открывается вид на центр города (сейчас там есть смотровая площадка), поэтому она становится центральной огневой точкой. У храма Параскевы Пятницы на Туговой горе разворачивают артиллерийские орудия.

В этом храме служил с 1914 года священник Николай Брянцев. Конечно же, он никак не мог воспрепятствовать установке пушек около храма и артиллерийскому огню из них. Но когда 8 июня, на третий день сражений, прямо во время литургии красногвардейцы попытались затащить пулемёт на колокольню Пятницкого храма, отец Николай возмутился и пытался остановить их. Священника схватили и решили расстрелять, заставили рыть себе могилу. Он просил не стрелять ему в лицо, и палачи целили в грудь, так что священник был ещё жив, когда его сбросили в яму. Он продолжал креститься и молился, и его закопали живым, а сверху, поглумившись, бросили дохлую собаку.

Священномученик Николай Иванович Брянцев родился 3 ноября 1867 года в селе Воскресенском-на-Пуре Ростовского уезда Ярославской губернии в семье диакона. Затем семья переехала в Ярославль. Окончив в 1888 году Ярославскую духовную семинарию, Николай учительствовал. Женился, в июле 1890 года был рукоположен во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы в селе Туношна Ярославского уезда, в 1895-м  переведён служить в Троицкую тюремную церковь в Ярославле. Входил в состав общества пособия лицам, освобождаемым из тюремного заключения: им оказывали материальную помощь, содействовали в поисках работы, отправляли освободившихся на родину. Отец Николай вёл в Ярославской губернской тюрьме школу грамоты: заключённые учились здесь читать и писать, выучивали молитвы, получали представление о Священной и отечественной истории, о географии и арифметике. В 1908 году отец Николай был переведён в церковь Владимирской иконы Божией Матери на Всполье, а в 1914-м  в храм Параскевы Пятницы на Туговой горе, где и встретил мученическую кончину.

Спустя 10 дней после убиения, 18 июля 1918 г., отца Николая удалось похоронить священным чином на кладбище храма. Отпевал его священник Василий Морев; в гроб было положено старинное Евангелие. Место захоронения пока неизвестно, да и сведения об отпевании обнаружились чудом

Священномученик Николай Брянцев прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1316 августа 2000 г. (Определение Священного Синода от 17 июля 2001 г.)

На Всполье

Владимирская и Покровская церкви на Всполье

Предпоследнее место служения священномученика Николая Брянцева  Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Всполье, по дороге от Углича. Всполье  это окраина города или села, граничащая с полем. Храм сейчас более известен под другим старым названием  Владимирский храм на Божедомке. Как и храм на Туговой горе, Владимирская церковь построена в последней трети XVII века. В 1821 году рядом с Владимирской церковью была построена «тёплая», зимняя Покровская.

Мы не знаем, с которой из двух колоколен вёл стрельбу 18 июля 1918 года белогвардейский пулемётчик. Только вот когда красные ворвались на территорию храма, пулемётчик успел скрыться, и вместо него расстреляли на месте священника. «Каждый попик  пулемётчик»

Это был священник Геннадий Николаевич Здоровцев, ровесник отца Николая Брянцева: родился 5 июля 1868 года, также в семье священнослужителя. Окончил Ярославскую семинарию в том же 1888 году, что и священномученик Николай (учился в параллельном классе). Как и Николай Брянцев, начинал с учительствования, и рукоположен во священника тоже в 1890 году  к Успенской церкви с. Шарна Любимского уезда. В храмах Любимского уезда служил до 1907 года, когда был перемещен в Ярославский Кафедральный собор. 6 мая 1908 года, ко дню рождения Императора, оба будущих священномученика были награждены камилавками. В 1914 году отец Геннадий стал настоятелем Владимирской церкви, из которой тогда переведен был на Тугову гору священник Николай Брянцев.

Заметим, что ярославское восстание началось в престольный праздник храма, где служили последовательно оба священномученика  на Владимирскую. А убит был отец Геннадий в тот самый день, когда отпевали отца Николая

Прославлен священномученик Геннадий Здоровцев в лике новомучеников и исповедников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1316 августа 2000 г. (Определение Священного Синода от 6 октября 2001 г.)

Память

С днями памяти мучеников Ярославского восстания до сих пор некоторая путаница. Дни убиения обоих сначала отсчитывались «по старому стилю», так что память священномученика Геннадия долго значилась 22 июня/5 июля, что не согласуется с хроникой восстания, начавшегося только 6 июля (23 июня по ст. ст.). Теперь в календаре эта память перенесена на 5/18 июля, в соответствии с реальной датой мученической кончины, а вот память священномученика Николая Брянцева, убиенного 25 июня/8 июля, до сих пор значится под 8/21 июля. В этот день, на Казанскую, восстание было окончательно разгромлено, а священномученик уже три дня как погребён.

Елена Тростникова

Поделиться в