По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Как всё начиналось

Расскажите, пожалуйста, как появился в Давыдово детский сад?

Могу сказать, что это не моя личная заслуга и инициатива. Конечно, мысли в юности были: «Вот бы создать свой частный интересный садик…». Но это пока училась в педагогическом институте и работала в детском центре в Москве. Но потом, вышла замуж и интересы, понятно, другие появились. А Господь так устроил, что всё само собой сложилось. Кроме природных организаторских способностей, у меня совершенно не было опыта подбора кадров и руководства людьми. Не скрою, было тяжело, сейчас у меня шестеро детей, четверо из них появились как раз в последние восемь лет, как зародился и развивался наш садик. Беременнось, роды, грудные младенцы на руках — дома бы успеть, но я не могла бросить и тех детей, которые приходили в наш садик. Потому что, понятно было — пойти им некуда. И муж, слава Богу, все эти годы терпел и поддерживал меня.

С чего же всё началось?

Началось всё на самом деле летом 2004 года с обычных развивающих занятий раз в неделю. Знакомые-дачники разрешили использовать для этой цели свой дом. Мой отец купил игрушки, краски, пластилин и прочие нужные вещи. Я собирала Давыдовских малышей, которых тогда было совсем немного. Сейчас в Давыдово около 40 детей от года до 18 лет.

В 2005 мы с мужем и с двумя детьми переехали жить в Давыдово, и занятия стали регулярными, раз в неделю. Только приходили на них не только давыдовские дети, но и стали привозить дошкольников из Резанки и Ивановского. Сами мы жили у родителей, а занятия проводили в своём доме, который купили. А ещё через год, в 2006 году в этом же доме открыли садик.

Почему вообще возникла необходимость в появлении сада, спрос был?

Открытие его было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, в Давыдово появился православный приход, который начал своё социальное служение. Во — вторых, были заинтересованные родители-учителя, которым некуда было пристроить детей, пока они на работе. В- третьих, мои дорогие маленькие шестилетние ученики сожгли случайно дачный дом. Пожалуй, это было одним из решающих факторов для меня — понятно, что дети не виноваты, и родители не виноваты, что некуда деть детей — есликто-то помнит, в то время ближайший ближайшие к Давыдову сады были в Красном октябре и Борисоглебском — за 10 и 20 километров. Общая обстановка в стране по работе с дошкольниками на селе оставляла желать лучшего. Первые дошкольные группы всего на десять человек при ближайших школах открылись в 2007 году и всё равно не могли вместить всех желающих.

В первый год детей у нас было 10 человек, от двух до шести лет. Мне кажется, достаточное количество, чтобы понять — садик нужен! Съезжались со всей округи. На средства благотворителей нашего прихода мы закупили всё необходимое и начали работу. На следующий год мы переехали в маленький, на три окошечка дом моих друзей, в котором садик располагается и доныне. Спасибо им, не выгоняют. Сейчас в нашем садике 13 детей. Семеро из Давыдово, трое из с. Ильинского, двое из г. Ростова и один из д. Емельянниково. Каждый год примерно столько же детей остаётся.

Расскажите о вашем педагогическом коллективе. Где находите кадры?

Первые наши воспитательницы были девушки-волонтёрки из Москвы и Минска, каждый год новый человек, это было не очень удобно — но выбора особенного не было. Нянечки тоже были разные, из Давыдова, Резанки, Кондакова, Титова. Всем людям, которые у нас работали, могу сказать только слова благодарности: каждый из них оставил частичку своей души в наших детях.

На сегодняшний день я очень довольна педагогическим составом, который, наконец, образовался. У нас замечательная воспитательница, молодой специалист,педагог-психолог из Ростова Татьяна Мельникова. Татьяна ведёт прикладные занятия: лепка, аппликация, рисование, мастерская, кулинария, рукоделие. Подготовку к школе и физкультуру ведёт многодетная чета Замбржицких. Сама я веду основы православной и народной культуры, музыку и детский игровой фольклор.

К сожалению, не очень везёт пока с нянями — людям важен стаж, а мы такую возможность предоставить не можем. Так что с ними всегда «текучка». Нянечки у нас традиционно ведут кулинарию совместно с воспитателем и помогают на всех остальных занятиях. Кроме этого, носят еду из приходской трапезной, отвечают за чистоту и уют в садике.

По какой программе вы работаете с детьми? Какова основная идея воспитания?

Основная идея — создать для наших детей уютную домашнюю среду, где они могли бы с удовольствием общаться, играть, расти и развиваться. Чужих детей у нас не бывает — каждый взрослый относиться к любому ребёнку, как к своему родному.

Занятия построены на православном и народном календаре. Учебный год разделён на циклы: Покровский, Михайловский, Рождественский, Масленичный, Постовой, Пасхальный, Троицкий и Летний. Мы стараемся хотя бы раз устраивать разнообразные поездки для детей. Бывали неоднократно в цирке, филармонии, зоопарке, планетарии, дельфинариуме, на аттракционах, в ТЮЗе, Ростовском Кремле, Борисоглебском монастыре.

Если на будние дни выпадает праздничная служба, по соглашению с родителями все дети бывают на службе и причащаются. К каждому ребёнку мы стараемся подойти индивидуально, учитывая личные особенности характера, состояния здоровья, обстановку в семье, в которой он растёт.

Какие праздники вы отмечаете в саду?

Ярко и с приглашением родителей и гостей мы отмечаем три праздника.

Покров в садике — это большой семейный праздник. Собираются родители, братья-сёстры, играют в традиционные детские игры: Редька, Коза, Заинька и т. п. Каждый ребёнок приносит поделку из природного материала и осенний пирог, изготовленные совместно с родителями. С этими пирогами все вместе пьём чай.

На Рождество, кроме обычной ёлки и подарков, ходим по соседям славить Христа с колядками с самодельными звёздами.

Каждый выпускной в конце мая ставим спектакль — кукольный, теневой или мюзикл, в котором принимают участие выпускники, все дети садика, их братья и сёстры, бывшие нашими выпускниками. Дети готовят и вручают самодельные подарки для воспитателей, поваров и всех взрослых, обустраивающих быт садика.

А участвуют ли родители в жизни садика?

Конечно! У нас обязательно два раза в год проходят общие субботники, родители помогают обустраивать быт, носят в садик воду, закупают хозяйственные товары, благоустраивают территорию, по очереди приносят полдники.

Ваш садик работает круглый год?

Практически да. Только летом есть небольшие изменения. В июне—июле на нашем приходе организуется «лагерь для особых детей». Поэтому наш садик становится интегративным — это такая форма работы, когда ребёнок-инвалид имеет возможность общаться, играть, заниматься вместе со здоровыми детьми, что помогает ему в дальнейшем социализироваться. Мы принимаем к себе одного — трёх дошкольников с такими проблемами, как аутизм, глухота, задержка психического и умственного развития. Кроме того, в лагерь приезжают разные специалисты: дефектологи, психологи, канис- и иппотерапевты (лечение с помощью специально обученных собак и лошадей). Наши дети, которым требуется помощь такого рода, имеют возможность заниматься с этими специалистами.

Какие ваши планы на будущее?

Построить новое удобное помещение, лицензироваться не просто как садик, а как Центр Детского Развития. По сути, мы им и являемся. Кроме дошкольной группы (садика) у нас семь лет существует Домашняя школа (начальная школа, где учатся дети, оформленные по форме семейного обучения). Проводятся дополнительные занятия по гитаре, фортепиано, фольклору, английскому языку, спортивная секция по футболу, хоккею, настольному теннису. Организуются поездки и экскурсии для всех детей нашего села.
Очень надеемся, что с Божьей помощью найдутся силы и неравнодушные люди, чтобы поддержать эту социальную инициативу нашего прихода.

Яна Антонова,
руководитель Центра Детского Развития села Давыдово