По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Многие педагоги ставят своей целью воспитать гармонично развитую личность, что подразумевает под собой радость, которую испытывает малыш при общении с миром.
Каждый родитель, отдавая в детский сад своего ребёнка, предполагает, что его научат не только общаться с взрослыми и сверстниками, но и привьют основные бытовые навыки и любовь к труду.
Всё это можно увидеть в удивительном детском саду в одном из сёл Ярославской области.
В расписании у детей, кроме обычных занятий, есть кулинарная мастерская, большое место уделяется рисованию, прививаются основы православно-нравственной культуры.
От таких занятий удовольствие получают не только дети, но и сам педагог. На своём опыте я убедилась, что дети нас могут многому научить.
В преддверии весёлого, радостного праздника Масленицы, мы с ребятами решили сами сшить лошадок. Признаюсь честно, для меня это было что-то новое, чего я раньше никогда не делала, поэтому я тщательно изучала и продумывала, что и в какой последовательности нам нужно будет сделать. Дети воодушевились и с энтузиазмом начали заталкивать синтепон в носки — сразу стало ясно, что для них это не в новинку. Я подумала, что если что-то пойдёт не так, то они мне подскажут, как нужно сделать правильно… Я была близка к истине.
Сделав основу для наших лошадок, ребята взяли инициативу на себя и стали сами придумывать какую они хотят уздечку, какую гриву и что не хватает их лошадке. В этот момент я поняла слова, которые читала когда-то на страничках книги Марии Монтессори, которая писала, что педагог не должен полностью вмешиваться в процесс воспитания, его задача состоит лишь в том, чтобы создать среду для самостоятельного развития и собственных открытий ребёнка.
В этот момент дети совершали собственное открытие. Они творили. Мне оставалось лишь подсказывать некоторые технические вопросы: как правильно подшить уздечку, чтобы она крепко держалась, на что прикрепить глазки и как завязать узелок.
Дети были счастливы, оттого что у них получилась ИХ лошадка, они были рады своему творчеству. А я была счастлива потому, что сделала своё «маленькое открытие».
Ещё много раз удивляли меня ребята своим неподдельным интересом к общему делу!
Больше всего малышам нравится готовить — для них это что-то невероятное и удивительное. На этом занятии они были крайне дисциплинированны, все вместе наблюдали друг за другом, ждали своей очереди. В новинку было поработать с миксером: почувствовать себя настоящим поваром — это так волнительно. Результаты совместных творений попробовали в этот же день за полдником — ребята хвалили друг друга за вкусный десерт (что крайне важно было для каждого малыша в отдельности), фантазировали, что бы ещё хотели приготовить для своих мам и пап.
Рисование — то, что дети делают постоянно. Тематическое рисование, рисование открыток на день рождения, изображение окружающего и желаемого в свободной деятельности, раскрашивание… всё это дети очень любят и делают это неповторимо. В этом виде деятельности для меня существует задача — научить детей делать не по шаблону, не похоже. Ведь в этот момент работают все процессы головного мозга: память, внимание, воображение, мышление.
На занятии, придерживаясь одной тематики (изображение снеговика, Деда Мороза, зимнего пейзажа и т. п.), воспитатель может показать, как поэтапно нарисовать ту или иную фигуру (в чём и заключается обучение), а далее предоставить выбор детям — выбрать краски, «подходящие», по их мнению, придумать, что будет стоять рядом с зимним деревом, что держит в руках Дед Мороз, греется ли птичка на дереве, перелетая в тёплые края или свила уютное гнездо для себя и своих птенчиков, будет ли на улице идти снег или светить яркое солнышко и многое другое. Также оригинальности и новизны могут добавить дополнительные материалы: борода из ваты у Деда Мороза, «настоящие глазки», приклеенные к рисунку. Если вглядеться в детские рисунки, то у каждого существует свой сюжет, своя маленькая история.
Это всё — умения, которые необходимы ребёнку в дальнейшей повседневной жизни, но главное, на что направлена работа детского сада, — чувствовать, ценить, то хрупкое, то ранимое, что есть в детях — их душу.
Это было основной задачей каждого дня, без исключения. И это было самым тяжёлым. Дети в этом возрасте только начинают знакомиться с социальным миром, и взрослый должен помочь, показать ребёнку способы, с помощью которых он может контактировать со сверстниками и взрослыми. Как и в любом социуме, конфликты были. Но радовало то, что дети сами хотели их решить — мы разговаривали, не всегда присутствовала справедливость в отношениях, но у детей возникало милосердие. Мы научились уступать, думать о желаниях других — в этом я лично отдаю должное тому, что группа разновозрастная: маленьким нужно помочь, им нужно уступить, их нужно взять в совместную игру. И старшие дети менялись на глазах, они не просто научились уступать, они стали старшими братьями и сёстрами, которые чувствовали заботу и ответственность за младших. А это многого стоит!
К нам в группу пришла новая девочка Ниночка. Она очень хотела со всеми подружиться и стать частью нашей большой семьи, но она не знала, что для этого нужно было сделать. Изначально, «игра с ребятами» заключалась в том, чтобы отнять у кого-то игрушку и изучить её. Ребятам это не нравилось. Нина расстраивалась и подходила ко мне с просьбой помочь. Мы решили помочь Нине, и ребята стали рассказывать ей, что они чувствуют, когда она что-либо делает по отношению к ним. Она стала понимать их чувства и исправлять свои действия. Ребята стали брать её в совместные игры. Вот так элементарное для нас, взрослых, действие оказалось ключевым в отношениях детей. А в день рождения Нины все дети захотели нарисовать для неё открытку и сказать тёплые слова. Это была наша маленькая победа!
Этот сад, эти детки, принесли мне большую радость и вместе с тем огромный педагогический опыт, который бы я нигде больше не получила. Это уникальный детский сад, в котором ваш ребёнок будет счастлив!
Екатерина Великанова