По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Пять дней давыдовские учителя, воспитатели, няни, родители, бабушки и дети всех возрастов учились «не учить», «ловить 133 зайца», «искать 3 чего-то одинакового», работать в малых группах, активно двигаться, не бояться выглядеть смешными, жонглировать картошкой, меняться ролями и заданиями.
А всё потому, что к нам приехал и провёл бессчетное количество семинаров по социо-игровой педагогике В. М. Букатов, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики МПСУ, член-корреспондентАкадемии социально-педагогических наук, научный руководитель проекта «Ученье без принуждения».
Два вечера подряд мы собирались взрослым составом в роли учеников, чтобы почувствовать на себе, в чем плюсы социо-игровойпедагогики. На мой взгляд, самое сложное задание было «не учить» и «не бояться выглядеть смешным».
Очень хорошим получилось занятие в детском садике. Ребята вместе с дядей Славой (как называли нашего гостя малыши) играли в теневой театр, в сказку «Колобок». Сначала обсудили, какие в сказке встречаются герои. Кроме обычно встречающихся, там оказались еще кот и дополнительная лиса. Ребята нарисовали их на бумаге сами, а кому-то помогли взрослые, и вместо вырезания ножницами мы использовали технику вырывания. Тогда край бумажной фигурки получается неровный и на тени животное кажется пушистым. Затем взяли большую прозрачную крышку от контейнера, фонарики, тазик с водой и выключили свет. Экраном нам служила белая стена нашей печки. А дальше все просто — создатель героя мочил бумажную фигурку в воде, налеплял ее на крышку, светил на нее фонариком и говорил слова своего героя. Вот тут-то все завороженно смотрели, как на белой стене печки катится колобок, переваливается медведь или бежит хитрая лиса. Ну, а песенку вдохновенно пели всем хором.
Много внимания и времени уделил Вячеслав Михайлович нашей Домашней школе, был на нескольких уроках, на чаепитии, прямо в процессе предлагая новые варианты работы с детьми.
Самым длинным, более трех часов, получился совместный семинар взрослых и подростков. Вот что думают об этом сами подростки, пожелавшие остаться анонимными:
«На наше обычное воскресное занятие по пляске с дядей Гришей пришел Вячеслав Михайлович. Он сидел и внимательно следил за нами: как мы двигаемся, как выполняем задания. Позже в трапезную пришли взрослые, и началось занятие с профессором. Были совершенно разные задания, упражнения все были интересные, увлекательные, заставляли „включать мозг“ и сосредотачиваться».
«Мне не очень понравилось. Самое интересное, это соревнование на самое медленное чтение. А вот говорить голосом карликов и великанов и жонглировать картошкой — это как-то странно».
«Услышав, что будет лекция профессора, я была уверена, что будет очень скучно, но все оказалось иначе. Вячеслав Михайлович научил нас играть в игры, которые бы пригодились воспитателям и педагогам, но при этом дети тоже участвовали. Было весело и смешно, все проявили свои актерские таланты, а некоторые даже в первый раз. Одна из игр, которая мне понравилась, это „медленное чтение“. Желающие выходили и очень смешно и интересно прочитывали один и тот же маленький текст как можно медленнее, побивая рекорды. Так от 20 секунд дотянули до полутора минут, и все благодаря Вячеславу Михайловичу, который учил, где ставить паузу, потянуть гласную и так далее».
Подводя итог пяти насыщенным дням, несмотря на небольшое количество недовольных слушателей среди детей, могу сказать одно: бесследно тема социо-игровой педагогики ни для кого не прошла. Мы безмерно благодарны Вячеславу Михайловичу за время, подаренное нам. Очень надеемся, что не остынем и просто не сможем проводить уроки и общаться с нашими детьми по-старому.
Яна Антонова