По благословению Преосвященного Феодора, епископа Переславского и Угличского

Глазами немцев

Понять, каков ты на самом деле, проще всего, рассказывая о себе кому-то со стороны. В повседневной жизни мы не замечаем некоторых привычных вещей и поэтому встречи, скажем, с иностранцами помогают взглянуть на себя«свежим взглядом». Поводом для таких размышлений стал визит школьников из Германии в нашу общину.

17 сентября 23 ученика и 2 педагога из города Нойвида (земля Рейнлапд-Пфальц) побывала в Давыдове В эти дни они гостили «по обмену» у своих сверстников из Ростовской гимназии. Знакомились с Россией, нашей историей и культурой. Ездили на экскурсии в Москву, Ярославль и Переславль… И вот — Давыдово. На все знакомство — З часа.

И так, сразу из автобусов — в храм. Конечно, для них — католиков и лютеран, православный молебен — не более чем представление в музее, поэтому немцы лишь вежливо пожевали жвачку до конца службы. Развернувшись лицом на клирос и, соответственно, боком-задом к алтарю. После чего дружно-спешно высыпали курить. По словам руководителя группы Елены Борисовны, до нас они посещали столичные соборы и церкви, накануне были в потрясшем их богатством Варницком монастыре… Поэтому давыдовский храм мог их впечатлить только контрастом — кругом грязные дороги, деревянные домики и, как им видится, бедность, а посреди этого всего непонятно отчего возвышается ХРАМ.

Дальнейшее знакомство — Трапезная. Здесь мы немного слукавили относительно представления своего повседневного быта и вытащили на столы два древних самовара. Заодно потренировались сами — в чистке оных (что получилось не очень) и в растопке самоваров лучинами (что удалось вполне и, вопреки предположениям дяди Кости, заливать готовый кипяток из электро-чайника не пришлось)… Во время чаепития, студия «Улейма» провела небольшое представление-игру для введения иностранцев в курс русских национальных традиций. Тема — «Рождение семьи». То есть, от знакомства молодых на вечорках до свадебного обряда. «Будете участвовать?» «Наин, замуж они не согласны».

  • Очень многие ребята, побывавшие на вечорках, отказываются от дискотек. Ведь на вечерках интереснее — в них музыкально и творчески участвуешь в создании музыки. Магнитофона нет, приходиться петь и танцевать самим,
  • рассказывала германским юношам и девушкам регент нашего хора Олеся Гладкова. Многие знакомства завязывались именно на вечерках, и так получалось, что игры заканчивались свадьбами (Вопрос от гостей: «А если вечерка закончится свадьбой — можно будет ходить на дискотеки потом?»)

Впрочем, как показало дальнейшее участие немцев в играх — скорая свадьба после русских вечорок никому из них не грозит. Реагировали гости вяло, и даже когда удалось вытащить на игру немецкого «селезня», он так лениво«утку догонял», что руководитель «Улеймы» Яна Антонова просила перевести, что «такие „селезни“, как правило, не женятся». После чего наш Сеня лихо показал, как надо бегать за уточкой. Чем вроде бы немного растормошил гостей.

Но настоящий интерес у немцев вызвала борьба «на лавках». Это когда на мальчишнике ребята должны свалить друг друга со скамьи ударом «в ухо». «Руки плотно держать! Бить, а не толкать! я учил русской удали Дима Гладков. У немцев получалось…

Нарядили в русский свадебный наряд немецкую девушку. Заплели косы. „Девушки танцуют свои девичьи пляски, затем веселая часть заканчивается. На девичнике невеста с подругами плачет и наряжает елочку — красоту“. Елка символизирует чистоту и красоту невесты…» Во время свадебного плача немецкие девушки нервно хихикали, а «невеста» потом выбежала из трапезной с немецкими же ругательствами, после чего выкурила подряд несколько сигарет… Не легли на душу русскиетрадиции!

Конечно, здесь можно посмеяться, а можно спросить самих себя — а таковы ли они в действительности эти традиции? В интервью на видеокамеру, одна из немок Катрин сказала, что она «потрясена увиденным здесь —„патриархальной Русью“, жесткими структурами и традициями». Но мы то понимаем, что увиденное ими — это скорее наша мечта о нас самих. Ведь настоящие русские свадьбы — явление редкое. И дискотеки в любой другой деревне встречаются, мягко говоря, чаще, чем вечорки. В общем, немцев мы немножко обманули. Но зато в очередной раз поняли, какое хорошее дело делает «Улейма». Если бы не они, если бы не игры, яркие костюмы, песни и танцы… А, главное, если бы не храм, где все прихожане могут хором и без репетиции грянуть «Верую!», то, что мы могли показать иностранцам в русской деревне? Унылый пейзаж.

Владимир Матвеев